Китай пытается вывести новую формулу мировой торговли — такую, чтобы международные отношения и правила игры устанавливались под его диктовку, а не США.
Китай собирается покорить весь мир
И для этого у Китая имеется хорошая позиция. В последние годы все больше государств, начиная от соседних Японии и Южной Кореи и заканчивая богатыми на сырье Австралией и Бразилией, приходят к понимаю того, что их главным торговым партнером являются не США, а Китай.
В прошлом году нефтяные поставки Саудовской Аравии в Китай превысили поставки в Америку.
Последние десять лет Китай зарабатывал прибыль на том, что во всемирной торговле успешно играл по установленным Вашингтоном правилам в интересах конечного потребителя США.
Они начали с производства носков, а вскоре в домашнем хозяйстве американцев появились изготовленные ими стиральные машины. Сейчас в торговой сети Walmart уже продаются собранные ловкими руками китайцев iPod.
Новая глобализация
Однако на выходе из кризиса Китай планирует глобализацию нового типа — он хочет сам дергать за веревочки во многих финансовых, коммерческих и, наконец, политических вопросах.
«Посыл второй по величине экономики мира ясен: Китай хочет увеличить интеграцию мировой экономики, но только на своих условиях», — утверждают аналитики экономической газеты Financial Times.
По их оценке, Китай не хочет прерывать связи с международной экономической системой, но в установлении правил, в экономических отношениях и международных организациях он хочет большего права слова, чтобы таким образом сформировать новую, постамериканскую глобализацию.
За счет своей финансовой мощи Китай расширит эти связи, создавая все больше торговых связей, через которые торгуют не одеждой и предметами быта, а сложными приборами — например, такими, которые требуются в энергетическом секторе.
В развитых государствах китайские банки помогают расширять инфраструктуру и энергетическую промышленность, наращивая таким образом собственную мощь, развивая двустороннюю торговлю и все больше связывая эти развитые государства с экономикой Китая.
Центральную роль в расширении играет Китайский банк развития. За последние два года только на нужды энергетического сектора этот банк дал правительствам развитых государств в долг 65 миллиардов долларов.
Вместе с банком экспорта-импорта (EximBank) эта сумма составляет 110 миллиардов, что превышает кредитную сумму Всемирного банка.
«Мы сотрудничаем со всеми государствами, на которых держится мировая экономика, и будущее видится светлым, — сказал советник Народного банка Китая Ли Даокуй. — У них есть ресурсы, и им нужен капитал. У нас есть деньги, чтобы инвестировать. Так почему бы не сделать это?» Даокуй не видит в расширении каких-либо проблем.
Большой риск
Однако камнем преткновения для китайского плана о покорении мира может стать страх других развивающихся экономик, которые опасаются, что Китай просто переедет их катком.
Согласно оценке экономической газеты, самым большим риском для амбиций Китая является напряженная обстановка с безопасностью на задворках, которую сами китайцы же и спровоцировали. Ведь чем быстрее страны Азии интегрируются с экономикой Китая, тем больше они ищут защиты у США.