Эстония должна сменить нынешний курс и выступить за отмену введенных после аннексии Крыма Россией санкций, говорит бывший премьер-министр, а ныне занимающийся транзитом бизнесмен Тийт Вяхи.
Тийт Вяхи: антироссийские санкции и военные приготовления вредят бизнесу (2)
Создание баз НАТО и проведение масштабных военных учений, по словам Вяхи, вредит экономике Эстонии, поскольку победная война против России невозможна. По его словам, первые после восстановления независимости правительства проводили успешную политику, но вот нынешние лидеры государства ведут себя подобно партийному боссу ЭССР Карлу Вайно, который сам не думал, а только слушал указания сверху.
- Сейчас вы рекомендуете отменить антироссийские санкции. Но согласно справочникам во время вашего премьерства Россия ввела двойные таможенные пошлины на товары из Эстонии, от которых избавились только с вхождением Эстонии в ЕС.
Безусловно в справочниках есть и то, что в 1995 году я подписал ходатайство о приеме Эстонии в ЕС. Сегодня я понимаю, что Россия хочет сотрудничать с ЕС. Да и сам Путин говорил, что Россия не питает вражды к ЕС. Если Европа снимет санкции против России, то последняя отменит ответные санкции.
Меня приглашали на последние форумы российских промышленников. Я слушал, как отвечают их министры и Путин. Это рисует определенную картину. Меня, как эстонца, принимали там нормально, поскольку я с Евросоюза и не такой, как те, что остались в СНГ. Со мной и портом хотят сотрудничать. Несмотря на серьезные проблемы, существует большой интерес к силламяэскому порту как со стороны России, так и Европы. Но санкции весьма существенно мешают бизнесу.
Члены эстонского парламента спрашивали у меня, а не можем ли мы обойтись без России. Я им отвечал, что конечно можем, но давайте вспомним книгу замечательного русского писателя Салтыкова-Щедрина «История одного города», в которой голова города Глупова хотел запретить Америку. Не надо ничего запрещать, это глупо.
Без России проживем, но сократились и экспорт, и экономика, а это отражается на доходах людей. Голландские и бельгийские бизнесмены, которые интересуются силламяэским портом, на самом деле интересуются возможность сотрудничать с Россией через Силламяэ.
Если мы построим большую стену по реке Нарва, то они сюда не придут. Об этом говорит и тот факт, что европейские инвесторы за последние два-три года ушли из Эстонии, поскольку они не видят тут возможности заработать. Эстонский рынок мал и их не интересует.
- Хотя, как из России, так и из Европы время от времени раздаются положительные голоса политиков, но какого-то существенного изменения ситуации в ближайшее время ожидать не стоит.
Сейчас царит истерия, что Россия нападет на нас. Перед вторжением в Ирак была истерия, что у Ирака есть оружие массового уничтожения. Потом выяснилось, что его там не было. Британский премьер-министр Тони Блэр потом, правда, извинялся, но было убито и выгнано из своих домов более миллиона иракцев.
Я глубоко убежден, что Россия не хочет нападать на Эстонию и другие государства Балтии. Это не имело бы для России никакого смысла, а потери были бы значительны, поскольку россияне оказались бы в международной изоляции. Я согласен с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером в том, что создание баз НАТО и проведение крупных учений в Эстонии скорее окажет негативное влияние на безопасность Эстонии.
Если к границам с обеих сторон двинуться танки, ракеты и вооруженные солдаты, то товары двигаться через такую границу не захотят. Такое положение сейчас является крупнейшей проблемой для эстонских предприятий, особенно для тех, кто хочет заниматься бизнесом между европейским и российским экономическими пространствами.
Пока политики и военные спорят, захватят нас за три или четыре дня, инвестировать нет смысла. Если бы моя жена предложила бы заменить два кресла, то я бы отверг это предложение. Если готовимся к войне, то вместо кресел можно было бы подумать о покупке двух гробов.
Я думаю, что Эстония могла бы быть демпфером и посредником между ЕС и Россией, как Финляндия.
- А разве не было так, что Финляндия смогла с большей уверенностью играть роль посредника, когда укрепила свою обороноспособность в середине 1980-х годов покупкой истребителей-бомбардировщиков Hornet?
Президент Финляндии Саули Нийнистё во время недавнего посещения Эстонии очень ясно сказал, что они будут защищать себя и ответят любому агрессору. Финляндия всегда поддерживала свою обороноспособность и будет усиливать ее в дальнейшем. Но Финляндия предлагает и взаимовыгодное сотрудничество. Если взаимовыгодное сотрудничество работает, то зачем России на кого-то нападать.
Если послушать комментарии политиков нашего мейнстрима, то они каждый день говорят о войне и вооружении. Говорят, что Эстонии и не нужен нарратив. Остается впечатление, что у Эстонии остался лишь один нарратив: победная война против России. Но такой возможности у нас нет и это слишком опасно.
Если военный конфликт на Украине будет развиваться и туда прибавится еще Турция, то тогда война может расшириться и на наш регион. По словам специалистов, по обычному вооружению НАТО превосходит обычное вооружение России в 10 раз. Если это так, то в ход наверняка пойдет и ядерное оружие.
Тогда не будет особой разницы, сумеет одно государство уничтожить другое десть раз или только один. Результат будет ужасный. Поэтому в интересах будущего, в интересах наших детей и жен мы не должны больше угрожать. Вместо угроз мы должны искать политическое решение.
Россия не намеревается атаковать государства Балтии, но в то же время старается предотвратить приближения НАТО слишком близко к своим границам, поскольку они считают это опасным и готовы пойти на крайние меры. Я не понимаю, почему Россия должна противиться вхождению Украины в ЕС, если сама хочет сотрудничать с Европой.
Кроме того, я не верю, что переговоры Украины о вхождении в ЕС были бы существенно короче, чем переговоры с Турцией. Но я понимаю, что россияне не хотят видеть базы НАТО под Севастополем или Харьковом.
- Проблема с Россией в том, что с трибун говорят одно, а ведут себя совсем по-другому. Так аннексировали Крым. Так в отношении Эстонии действует неофициальная тихая железнодорожная блокада.
В политических кругах часто нарушают обещания. Давали ли России легкомысленное или твердое обещание, что НАТО не будет расширяться в сторону границ России… но, во всяком случае, это не соблюли. Проблем не возникло, когда государства Восточной Европы и Балтии вошли в НАТО.
Реакция последовала после того, как на саммите НАТО в Бухаресте стали обсуждать прием в НАТО Грузии и Украины. Это стало той точкой, когда в Кремле сказали, дальше пусть даже война. На Украине дело до войны и дошло.
Нийнистё сказал, что если русские и американцы разрешат этот конфликт, то конфликт сам собой уйдет и от нас.
- Так что из этого следует сделать вывод о том, что нам самим тут ничего не сделать, тихо отсидимся и посмотрим, как великие мировые державы разрешат эту проблему?
Вы поняли меня совершенно неправильно. Если бы придерживались этой логики в конце 1980-х, то действительно были бы какой-то мелкой провинцией России. Но мы тогда думали, что судьба нашего государства зависит от нас самих.
Нынешние эстонские политики мейнстрима ведут себя как Карл Вайно в свое время: нетвердым голосом зачитывая народу распоряжения, которые поступили из центра. Вместо развития экономики и государства высоко держат факел войны. Не нравится это мне.
Я был министром транспорта в правительстве Сависаара, уже тогда в советское время мы готовились перенять порты, железную дорогу, гражданскую авиацию и связь. Сразу после августа 1991 года мы создали Estonian Air, переняли морское пароходство и железную дорогу, провели реформы, поскольку нашим нарративом было построение собственной экономики, проведение денежной реформы и вступление в ЕС.
Но что из этих государственных инфраструктурных предприятий сохранилось до сего времени: в эстонском судовом регистре нет ни одного торгового судна. Сависаар, который призвал меня в свое время в Народный фронт и высоко нес факел реформ, сейчас затравлен, преследуем и без одной ноги.
Нашей нынешней целью должно стать предотвращение угрозы возникновения войны, а постоянное пихание соседа. Расходы на оборону следует увеличивать, но не стоит все время говорить об этом. Нийнистё и Штайнмайер не дураки. Швеция заявила, что не намеревается вступать в НАТО, а Финляндия вне НАТО живет спокойнее, чем Эстония в НАТО.
Вспомним, что Эстонию оккупировали в результате раздела мира в 1945 году в Ялте. Кроме Сталина там были еще Черчилль и Рузвельт. Во имя мира в Европе заплатили высылкой, жизнями и смертями наших людей. А теперь устроили истерику, что Россия нападет.
Там может целью является устроить еще одну войну и заплатить за новый раздел мира опять нашей кровью и жизнью. Я с этим не согласен. Мы должны быть в состоянии предотвратить эту войну или посоветовать нашим детям, перебраться в более спокойное место.
- Так это означает, что эстонские политики должны выступить за снятие антироссийских санкций?
Эстонские политики должны поддерживать отмену санкций. Но если члены ЕС решат продолжить действие санкций, то наши политики должны солидарно их поддержать.
- Если вспомнить прежний опыт, когда Россия активно искала пути улучшения отношений с Россией, то это было не очень-то удачно. Неужели теперь будет по-другому?
Надо стараться, чтобы пошло лучше. С отменой санкций само по себе ничего не изменится – это не волшебная палочка. Но это позволит изменить ход развития дел в более выгодном для нас направлении.
Экспорт эстонских товаров в Россию составил в 2014 году 1,2 миллиарда евро, а через год только 0,8 миллиарда евро.
Я склоняюсь к мысли, что большей частью пострадал именно сельскохозяйственный экспорт, что показывает, куда склонился центр тяжести санкций. Мы должны двигаться назад к основным принципам сотрудничества с Россией: экономическое сотрудничество, движение капитала, безвизовое передвижение.
- С эстонского направления железной дороги снята неофициальная блокада?
Я не вижу, чтобы с железной дороги убрали бы хоть одно препятствие – все по-прежнему. И в этом году объемы перевозок по железной дороге и грузооборот портов сократились на пару десятков процентов за пять месяцев. Ни что не становится лучше. И правда тут не в том, что сократилась экономика и нечего возить.
На петербургском экономическом форуме Путин сказал, что если Запад снимет санкции, то и Россия сделает это со своей стороны. При этом российское решение зависит только от одной подписи, так что его не надо долго готовить. А в ЕС должны высказаться все входящие в него страны.
- Что делают ваши друзья и деловые партнеры совладельцы порта Силламяэ Андрей Катков и Евгений Малов для того, чтобы снять напряженность в российском обществе?
Они не боятся войны, но они против неё, они уверены, что до войны дело не дойдет, они считают, что военная истерия вредит сотрудничеству и благосостоянию людей.
- Вашим партнерам принадлежит расположенный в территориальных водх Российской Федерации остров Гогланд, разрешение проплывать мимо которого могла существенно способствовать открытию линии Котка-Силламяэ. Почему Россия не дает такое разрешение?
У них есть участок на Гогланде, а не весь остров. Для прямого передвижения необходимо межгосударственное соглашение. Бизнесмены заключить такое соглашение не могут, это должны сделать МИДы. Если бы во время переговоров по проекту Nord Stream Эстония хотя бы села за стол переговоров, то, я уверен, мы бы получили разрешение на открытие этой судовой линии. А если мы не собираемся говорить с ними по интересующей их теме, то почему они должны говорить с нами по интересующей нас?
Причем Nord Stream построили не считаясь с нашим мнение, поскольку немцы не хотят есть холодную рыбу зимой, они хотят ее жарить. Поэтому будет и Nord Stream 2.
- Каковы перспективы порта Силламяэ получить субподряд на часть строительных работ Nord Stream 2?
Мы сделали предложение Nord Stream в части стивидорских услуг. Но мы почти уверены, что договора с нами не заключат, поскольку они могут работать через Усть-Лугу и Котка.
Я участвовал в открытии первой очереди Nord Stream, в котором участвовал и тогдашний спикер финляндского парламента Нийнисте. Я сказал Нийнисте, что из-за противодействия Эстонии стивидорные работы ушли из Силламяэ в Котка, на что тот заметил: «Очень хорошо!»
Влиятельные русские Силламяэ
Лет двенадцать назад половину порта у Тийта Вяхи приобрели Андрей Катков и Евгений Малов, которые в 1990-е годы начинали заниматься своим бизнесом вместе с Геннадием Тимченко, который был связан с Владимиром Путиным.
Вяхи рассказывал Postimees, что его доверительные деловые отношения с Маловым и Катковым начались после одного телефонного разговора и одной личной встречи...
В середине 1980-х годов Катков и Малов работали в Ленинградском отделении Внешторгбанка СССР вместе со считающимся одним из основных финансистов Путина Геннадием Тимченко, с которым обсуждали в курилке наиболее успешные бизнес-проекты.
Тройка основала при нефтеперерабатывающем заводе в Киришах специальную дочернюю фирму для экспорта нефти. Потом под флагом частной фирмы «Кинекс» они организовали экспорт продукции «Сургутнефтегаз» в основном через порты Эстонии. Малов организовывал перевозки, Катков занимался инвестициями, а Тимченко общался с зарубежными партнерами. Первые разрешения на экспорт нефти им выдал комитет по внешнеэкономическим связям Петербурга, которым руководил Путин.
Когда завод своей ценовой политикой начал вставлять троице палки в колеса, то Тимченко обратился за политической поддержкой к своему старому товарищу Путину, который только что стал президентом России.
В 2004 году Тимченко настолько разругался со своими партнерами, что даже считавшемуся королем эстонского транзита Ааду Лукасу, бизнес которого зависел от успеха «Кинекса», не удалось их помирить.
В результате развода Тимченко досталась большая часть нефтяного экспорта, а Катков и Малов получили занимающийся производством теплоизоляционных материалов «Пеноплекс».
Хотя, как утверждают, бизнес-партнеры Вяхи больше не имеют связей с Путиным, не стоит забывать, что в 1998 году Катков вместе с Тимченко основали клуб дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого является Владимир Путин.
Если Малов ограничился в Эстонии лишь долевым участием в порту Силламяэ, то Катков стал копировать бизнес-модель своего эстонского друга. А именно, богатому россиянину принадлежит целый ряд объектов недвижимости в Нарва-Йыэсуу, на базе части из которых он создал спа-отель Noorus.
Империя по имени Valga
Тийт Вяхи руководит своей бизнес-империей через товарищество с ограниченной ответственностью Valga Group, 82 процента которой принадлежит его семье: 50 процентов Тийту Вяхи и по 16 процентов его сыну Рональду Вяхи и дочери Эвелин Карп. Остальная доля головной фирмы принадлежит непримечательной семье Раудсеппов. ТОО Valga Group принадлежит также три четверти дома отдыха Pühajärve, а еще четверть приносит прибыль Центральному союзу профсоюзов.
Но самым главным имуществом носящего имя приграничного города предприятия следует считать Silmet Grupp, в качестве партнеров которой Катков и Малов играют значительную роль в развитии бизнес-среды Силламяэ через свои коммерческие объединения. Эти влиятельные россияне наряду с 50 процентами Silmet Grupp участвуют в еще четырех предприятиях города: теплоэлектростанции Sillamäe Soojuselektrijaam, порту Sillamäe Sadam, фирме недвижимости Silport Kinnisvara AS и Silsteve AS.
Но самым уникальным предприятием следует все же считать совместное предприятие Silmet Groupp и Министерства окружающей среды AS Ökosil, которое управляет силламяэским хранилищем радиоактивных отходов и оказывает услуги связанные с организацией охраны окружающей среды и ее мониторингу.