Cообщи

Кризис качнул партии Эстонии вправо

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Рейн Тоомла; графика: Маргит Рандмяэ

Все партии, за исключением IRL, по сравнению с предыдущими выборами поправели, выясняется из сравнения их предвыборных платфор. По мнению политолога ТУ Рейна Тоомла, это объясняется стремлением вывести Эстонию из кризиса.


Как утверждает политолог, из пяти представленных в парламенте партий четыре качнулись вправо.
«Это значит, что в программах больше внимания уделено тем вопросам, которые обычно связывают с правой политикой», — пояснил Тоомла.

«Прежде всего, это касается поддержки свободы предпринимательства, а также целого ряда вещей, например, армии, сохранения традиций и проверенных временем ценнос­тей и т.д. Но главное — свобода предпринимательства», — добавил он.

Проведенный Тоомла сравнительный анализ партийных платформ говорит о том, что если во время выборов 2007 года наиболее правыми взглядами отличался Союз Оте­чества и Res Publica (IRL), то сейчас его обошли две партии — Партия реформ и Народный союз.

IRL, позиция которого осталась неизменной, делит равный результат с Социал-демократической партией, которая далеко отошла от собственного названия и качнулась недавно вправо. И это несмотря на то, что Свен Миксер после своего избрания председателем партии обещал вернуть ее влево.

Если не брать в расчет Партию зеленых, которая пока не опубликовала свою предвыборную программу, самой левой партией в Эстонии является Центристская партия, но и она сдвинулась из-за экономического кризиса вправо.

По словам Тоомла, эту тенденция можно объяснить тем, что все партии ищут наиболее успешные пути вывода Эстонии из экономического кризиса. «Кризис вынуждает экономить. В целом правая политика направлена на то, чтобы не транжирить и экономно хозяйствовать», — сказал он.

Словно сестры-близнецы
Если сдвиг вправо, по словам Тоомла, еще можно понять, то труднее объяснить то обстоятельство, что в этом году позиции партий на удивление схожи. Говоря языком цифр, если программу, отражаю­щую самые правые взгляды, оценить в 10 баллов, а самую левую — в 1 балл, то всем партиям Эстонии можно дать 5,0-5,6 балла, то есть они находятся в центре.

Более правую, так сказать, группу образуют Партия реформ и Народный союз, соответственно, с 5,5 и 5,6 балла, в центре с одинаковым количеством баллов — 5,2 — находятся IRL и соцдемы и левее находятся центристы с 5,0 балла.

Если сравнить ситуацию с той, что была во время предыдущего экономического кризиса в 1997-1998 годах, то тогда картина сложилась прямо противоположная. Накануне выборов в 1999 году наблюдался самый значительный раскол между партиями за всю историю Эстонии после обретения независимости.

Тогда разрыв между двумя флангами был более чем в четыре раза больше, чем сейчас, и составлял 2,7 балла. Союз Отечества (будущий IRL) был носителем самых правых взглядов (6,7), а соцдемы, именовавшиеся тогда партией «Умеренные», — самых левых (4,0). Обе партии довольно далеко отстояли от идеологической центральной точки в 5,5 балла.

По мнению Тоомла, нынешнюю ситуацию можно объяснить тем, что если 12 лет назад кризис был в разгаре, то сейчас он уже отступает, и это обстоятельство вынуждает партии использовать иную тактику.

«По моей гипотезе, если бы нынешний кризис начался только прошлой осенью или летом, мы наблюдали бы большее расхождение партийных позиций. Но кризис продолжается уже два-три года, и он скорее заканчивается», — сказал политолог.

То обстоятельство, что партии по своим мировоззрениям довольно близки друг к другу, по словам Тоомла, отражает общеевропейскую тенденцию.

«Для европейских партий в целом довольно естественно находиться в центре, причем они пребывают там уже не один десяток лет. Избиратель стал более умеренным, не приемлет крайности, как правые, так и левые, — сказал он. — В этом плане партии идут на поводу у избирателей».

Международная методика
Кодируя избирательные платформы партий, Тоомла воспользовался методикой, разработанной исследовательской группой, действующей при Европейском консорциуме политических исследований (European Consortium for Political Research).

Анализ опирается на разделение текста партийной программы на 57 категорий, которые связаны с политической деятельностью и обещаниями.

По мнению разработчиков методики, эти категории отражают 26 политических направлений, которые можно назвать левыми или правыми. Левых категорий — 13 и столько же правых.

Для того чтобы размес­тить партии на шкале «левые-правые», подсчитывают, сколько в тексте программы предложений, которые отражают левые или правые взгляды, и в зависимости от их соотношения в программе определяют, в какой точке шкалы находится партия.

Мнения

Postimees попросил политолога Рейна Тоомла дать оценку продвижения каждой партии по шкале «левые-правые», а затем задал вопрос, что думают по этому поводу в самих партиях. В целом, партии остались довольны своей позицией, только Союз Отечества и Res Publica (IRL) считает себя более правой партией.


Центристская партия 5,0
Рейн Тоомла

С ними произошла та же история, что и с соцдемами: левые силы в условиях экономического кризиса сдвигаются вправо. И все-таки в Эстонии они остаются самой левой силой. Похоже, выход из кризиса повлиял на тех, кто занимается составлением партийных программ. Партия пришла к пониманию, что сдвиг вправо в нынешней ситуации для них не противопоказан.

Юри Ратас, Центристская партия

Мы на самом деле являемся самой левой силой, поскольку в условиях кризиса необходим более социальный подход, где главными темами становятся рост цен, создание рабочих мест и т.д. С другой стороны, если сравнивать с нашей позицией четыре года назад, то сейчас мы больше обращаем внимание на экономическую и налоговую политику.  


Союз Отечества и Res Publica (IRL)5,2

Рейн Тоомла
IRL — единственная сила, которая после предыдущих выборов не претерпела сдвиг вправо. Возможно, это объясняется их статусом младшего партнера в правительстве. Они не ощущают на себе особой ответственности.

Индрек Раудне, IRL
Анализ верен с той точки зрения, что IRL является единст­венной партией, которая в период между выборами 2007-го­ и 2011 года не меняла своих точек зрения. Если считать, что IRL находится ближе к центру шкалы, то мы явно правее социал-демократов и особенно Народного союза.


Социал-демократическая партия 5,2
Рейн Тоомла

Несмотря на то, что Свен Миксер, став председателем партии, говорил о сдвиге влево, анализ показывает, что этого не произошло. Они видят себя прежде всего поддерживающими такую политику, которую в Европе оценивают как политику правых сил. В целом они, несомненно, располагаются на шкале левее от центра, но по сравнению с преды­дущими выборами немного сместились вправо.

Эйки Нестор, СДП

Существует огромная разница, делаются предвыборные обещания в период экономического подъема или же нет. Истинное положение в государстве не позволяет партиям раздавать обещания так же щедро, как это было в 2007 году, и это понятно. В этом смысле СДП остается современной европейской партией, имеющий некоторый сдвиг влево.

Народный союз Эстонии5,5
Рейн Тоомла

Народный союз неоднократно оказывался в рядах более правых партий, время от времени опережая в этом даже Партию реформ. При этом их нельзя назвать очень правыми. Называть Народный союз в политической риторике левой партией было бы просто наклеиванием ярлыков. Кто является их ведущей силой? Это хуторяне. Но почему аграрии должны быть левыми?

Меэлис Нийн, Народный союз
Мы определяем себя как консервативная партия, смещенная от центра вправо, и в этом смысле можно только согласиться с мнением Рейна Тоомла. У Народного союза не было бы никаких проблем, если бы это понял и народ, потому что наш народ по своей природе и по мировоззрению именно таков.

Партия реформ5,5
Рейн Тоомла

Как правило, в погоне за голосами партии смещаются влево, но Партия реформ пошла в противоположном направлении. На них лежит основная ответственность за прошедшие четыре года. В правом направлении они видят одновременно и идею, и ключ к победе.

Кристен Михал, Партия реформ

Партия реформ продолжительное время несла ответственность за будущее Эстонии, не впадая в крайности, и нам есть чем гордиться. За последние 20 лет прирост населения стал позитивным, что радует, как и вхождение в еврозону. Партия реформ была, есть и будет либеральной партией и флагманом правых сил в Эстонии.

 

Ключевые слова

Наверх