Страх перед пятой колонной, или Вопрос лояльности (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

«Мы даем им оружие, а во время войны они стреляют нам в спину». Эти слова, которые уже сами по себе вызывают беспокойство, были сказаны не в адрес печально известных спецназовцев украинского «Беркута»*. Их автором стал не так давно назначенный на этот пост руководитель Службы общественной безопасности Литвы (СОБ) Рикардас Поцюс, который в своем заявлении в декабре 2015 года выразил обеспокоенность дефицитом лояльности в полиции, армии и других органах безопасности страны-члена НАТО, пишет Вайдас Салджюнас в Postimees. 

Опытный литовский офицер, закончивший в Тарту Балтийский колледж обороны, полковник Поцюс принял 1000 служащих СОБ у чеченского генерала Сергея Мадалова, в преданности которого Литве не сомневались ни на секунду.

После разразившегося в 2015 году скандала выяснилось, что у такой лояльности была своя цена. В кулуарах уже давно шептались о том, что генерал Мадалов сделал из СОБ свою частную армию – универсальную службу, в которой официально существовал спецназ для борьбы с беспорядками, военная поддержка, погранохрана и возможности для охраны заключенных.

Первая забота состояла в том, что арсенал СОБ - оружие и бронетранспортеры – в основном были российского происхождения. Даже мундиры литовских спецназовцев выглядели точно так же, как у их российских коллег. Кроме того, возникали разные вопросы - например, зачем уличному спецназу тяжелые пулеметы калибром 14,5 mm. Официальный ответ гласил, что в случае войны мобилизован будет и спецназ СОБ, но он не казался особо убедительным.

Неофициально СОБ упрекали в том, что внутриведомственным языком даже на самом высоком уровне (это относилось и к самому Мадалову) был русский. Непропорционально большое количество русскоязычных в ведомстве объясняли именно лояльностью к самому Мадалову.

Как правые, так и левые политики позволяли Мадалову действовать самостоятельно и закрывали глаза на случаи, когда он брал на работу членов своей семьи и помогал им делать карьеру. Фактами было подтверждено, что почти половину сотрудников СОБ связывают родственные отношения.

Сразу, как только сняли Мадалова, полковник Поцюс подал четкий сигнал: грядет чистка. Он высказал что-то такое, о чем подозревали уже давно – ведомство кишит людьми, в лояльности которых Литве, мягко говоря, можно сомневаться. 

«Там имеются нелояльные работники, причем как на уровне службы, так и на государственном уровне. Я не сомневаюсь, что если в условиях войны мы дадим им оружие, то они будут стрелять нам в спину», - предупредил полковник. Ситуация очень напоминает события в Украине в 2014 году, когда после роспуска милицейского спецназа «Беркут» многие его бывшие служащие бежали в Россию и участвовали в оккупации Крыма. О присяге Украине при изменении ситуации без каких бы то ни было проблем забыли сразу. 

Страх, что СОБ превратился в полное предателей госучреждение, вызывал беспокойство. Но Поцюс подчеркнул, что такая ситуация сложилась не только в рядах СОБ, но и в других, в основном связанных с безопасностью учреждениях лояльность многих сотрудников Литве стоит под вопросом.

Проблема понятий «лояльный» / «нелояльный» касается не только этики и морали, это еще и юридическая проблема. Как вообще определять нелояльность, где провести границу?

В любом случае слова нового руководителя прозвучали как гром среди ясного неба, начали поступать и парламентские запросы. В конце концов, удалось выявить с десяток сотрудников СОБ, в лояльности которых, как утверждали, можно было сомневаться. Некоторые из них имели доступ к секретной информации. Некоторым после «признания своих ошибок» вынесли предупреждение, некоторым назначили дисциплинарные взыскания. Но ни одного из них не подвергли публичной порке со стороны СОБ. Тогда в игру вступила пресса.

Если Херман Симм и Алексей Дрессен продали свою родину за гроши, то литовские офицеры делали это вообще бесплатно - чисто по идеологическим соображениям под воздействием российской пропаганды.

Шок наступил тогда, когда фотографии якобы нелояльных сотрудников СОБ начали появляться в социальных медиа. Оказалось, что для обвинений в нелояльности много не надо. Ситуацию упростили и сами обвиняемые, которые были зарегистрированы в таких социальных сетях, как Facebook, «В контакте» или «Одноклассники».

Один из сотрудников СОБ, который зарегистрировался как D. I., гордо позировал в российской военной форме с оружием на плече. Кроме того, его видели с георгиевской ленточкой, которая стала символом российской агрессии на Украине.

Он участвовал в праздновании 9 мая, где познакомился с послом России. Руководитель службы внутренних расследований Эланас Яблонскас, в задачу которого входит осуществление надзора за полицией и СОБ, заявил, что D. I. больше не служит в СОБ, покинул его в 2013 году и пошел работать в полицию.

К настоящему времени прошло восемь месяцев с заявления полковника Поцюса, но чистка так и не началась. Вместо этого на свет появились новые официальные лица с сомнительной лояльностью и не только в СОБ, но и в других учреждениях.

Когда D. I. очистил свои аккаунты в социальных сетях от компрометирующих его материалов, то снова попал в орбиту интересов общественности, поскольку с таким прошлым его работа в полиции также вызывала вопросы. Но Яблонскас сообщил, что тот в полиции тоже больше не работает. По словам источника, его уволили после того, как он спьяну принял участие в драке в баре, но еще пару месяцев назад его заметили в составе полицейского патруля, проверявшего водителей на употребление алкоголя. 

Но случай с D. I. был не единственным. Служащий полиции R. S. на первый взгляд казался настоящим примером для других, о чем свидетельствовала и страница Facebook литовской полиции, на которой было размещено фото, как он еще в июне участвовал в одном общественном мероприятии, на котором показывал детям бронежилеты, каски и оружие полиции. 

При знакомстве с его частным аккаунтом выяснилось, что R. S. - это не доктор Джекилл, а мистер Хайд. Там он вывешивал в основном российские пропагандистские снимки, на которых высмеивалась Литва и другие страны Балтии, которые он называл фашистскими. Для него украинское правительство было пособником США, а литовскую прессу он считал продавшейся ЦРУ. Гордо демонстрируя георгиевскую ленточку, он также считал, что НАТО окружает Россию.

Выяснилось также, что R. S. является членом группы «Made in the USSR» и группы «Беркут-Украина», которая буквально кишит российской пропагандой.

Еще один следователь полиции J. A. входит в литовско-российскую организацию ВВКУР, которую литовская контрразведка еще два года назад назвала одним из магнитов российской разведки, через общественные мероприятия которой она пытается привлечь в свои ряды людей из силовых структур.

Пророссийскость J. A. безгранична. Его жена имеет российское гражданство, она открыто поддерживала антиукраинские высказывания Владимира Путина. А он сам, работая в литовской полиции, одновременно учился и закончил университет в Москве.  

И литовской погранслужбе не удалось избежать аналогичных случаев. Было выявлено по крайней мере восемь пограничников, которые распространяли пророссийскую антизападную пропаганду. Один из них, некто M. M. праздновал 9 мая, хотя в Литве это не государственный праздник. Другой пограничник публиковал в социальных сетях свои фотографии, где он в футболке с надписью «Russia» сидит на работе среди компьютеров и камер.

Еще у одного работника СОБ оказался аккаунт в «Одноклассниках», где он присоединился к группам «Объединенная мощная Россия», «Я родился в СССР» и «День из жизни советского солдата», чего ранее никто не замечал. В качестве образования он обозначил ФСБ в Калининграде, как будто хотел попугать решивших ознакомиться с его профилем. Когда пресса выкатила содержание его аккаунта на всеобщее обозрение, он тут же сделал его приватным и отписался от названных групп.

Военнослужащая из литовской Нарвы – Висагинаса разместила в сети свою фотографию с коллегой, оба в армейской форме. Но убила подпись под фотографией – она поздравляла всех с 23 февраля, т.е. Днем Советской Армии. Обе позирующие на снимке девушки родились после развала СССР. В годовщину литовской армии 23 ноября никаких поздравлений она не публиковала.

Все эти явления могут либо поразить, либо показаться незначительными – с одной стороны, это просто мнения людей в свободной стране, где каждый может иметь свое мнение. Но, с другой стороны, именно этих людей можно причислить к государственным изменникам.

Факт заключается в том, что лояльность - понятие субъективное. Можно ли считать людей, распространяющих в Интернете путинскую пропаганду, достойными доверия? Для некоторых это знак того, что, возможно, нарушается служебная присяга.

«Я клянусь оставаться преданным Литве, ее конституционному порядку, безукоснительно руководствоваться законом, применять данную мне власть при соблюдении прав человека и непредвзято, честно и добросовестно исполнять служебные обязанности, да поможет мне Бог!» - так звучит выдержка из служебной присяги полиции, которую дают все работники полиции. 

В инструкциях четко сказано, какие деяния могут очернить имя служащего полиции, а описанные выше выступления в социальных сетях как раз вписываются в эту категорию. Точно такие предписания имеются и в армии.

Понятно, что каждый такой случай требует отдельного расследования, чем и занимаются сейчас литовские службы безопасности. Отслеживать деятельность каждого сотрудника системы безопасности в социальных сетях слишком сложно да и на каждого достаточно глупого, кто оставил свой аккаунт в отрытом доступе, найдется десяток таких, кто благоразумно будет держаться в тени.

Сейчас создается впечатление, что множество случаев просто проигнорировано, а российская пропаганда продолжает расцветать буйным цветом. Проблема есть и, не желая делать слишком далекоидущие выводы, могу назвать службы безопасности основными гнездами, где затаились предатели. Предупреждение прозвучало – в случае войны лояльным следует побеспокоиться о защите своих спин.

* «Беркут» - бывшее спецподразделение милиции в составе МВД Украины, которое силой подавляло выступления против бывшего президента страны Виктора Януковича. После побега последнего в Россию «Беркут» был распущен.  

Комментарии (2)
Copy
Наверх