Cообщи

Приключения иностранцев в Эстонии: мы не доверяем документам африканского происхождения (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Мартин Кыйва.
Мартин Кыйва. Фото: Martin Ilustrumm

В таллиннском офисе разработчика программного обеспечения для торговли Pipedrive - 150 сотрудников, 40 процентов из них составляют иностранцы. Поэтому предприятие прекрасно осведомлено о проблемах иностранных работников. Сами они сопровождали своих новых иностранных работников при оформлении документов в Департаменте полиции и погранохраны, помогая им заполнить ходатайства о виде на жительство.

Хотя предприятие и отмечает у чиновников проблему с владением иностранными языками, еще более значительным недочетом в работе департамента фирма считает недостаточное количество его сотрудников. «Если мы правильно понимаем, каждую неделю в РРА поступают сотни ходатайств о виде на жительство, которые в РРА рассматривают два человека», - отмечает Мартин Кыйва, отвечающий в Pipedrive за поддержку клиентов и управление продажами по Европе. «Эти люди большие молодцы, но они просто не справляются», - отмечает он.

В Pipedrive сложилась своя община иностранцев, проживающая в Эстонии уже несколько лет и способная консультировать недавно прибывших сюда коллег, как проще улаживать здесь свои дела. Например, 20 сотрудников Pipedrive  являются выходцами из являющейся для предприятия немаловажным рынком Бразилии. Один из них, проживший здесь уже пять лет производственный дизайнер Цезар Зеппини, восхищаясь здоровым образом жизни эстонцев и их тягой к природе, отмечает, что многие эстонские фирмы даже сами не знают, что именно им следует предпринять для найма иностранной рабочей силы. «Интерес к иностранцам велик, однако, в интернете очень мало информации об их найме», - замечает Зеппини.

Недавно при содействии Postimees достоянием гласности стала опубликованная в блоге Memokaart история иностранного специалиста о его «приключениях» в Эстонии. Выходец из Южной Африки Джастин Земке, также являющийся сотрудником Pipedrive, ярко описывает историю того, как эстонские чиновники отказались признать договор о сожительстве между ним и его супругой, а также его собственное свидетельство о рождении. «Мы не доверяем документам африканского происхождения», - приводит Земке высказывание одного из чиновников. Вдобавок у мужчины возникли трудности с поисками квартиры в Эстонии, а также с получением места в детском саду для его дочери.

По ходу интервьюирования сотрудников Pipedrive кажется, что в истории Земке сразу несколько неприятностей обычно выпадающих по отдельности на долю некоторых иностранцев, просто наложились друг на друга. Проживший в Эстонии полгода уроженец Коста-Рика Ясон Медина в ответ на вопрос, с какими же проблемами он столкнулся при переселении в Эстонию, на чистом эстонском языке заявляет: «Вообще ни с какими!». По части бюрократии он не смог назвать ни одной преграды. «Мы вступили в брак здесь в Эстонии, и уже через три дня у меня была ID-карта. Супер!», - восхищается Медина, работающий в Pipedrive экспертом по поддержке клиентов. «Сосед хороший, все отлично. Проблем нет», - он очень доволен своей жизнью в Эстонии.   

С ним соглашается и перебравшаяся в Эстонию восемь лет назад из Венесуэлы Мария Ангелина Ласприлла Меджиас. Два года назад сдавшая экзамен по эстонскому языку на уровень В1 Меджиас отмечает, что если ходатайствовать в Эстонии о каком-нибудь документе, то на интернет-сайте можно получить достоверную информацию. «Приходишь куда надо, а там все именно так, как и было написано в Интернете», - восхищается женщина, работающая на Pipedrive менеджером по продукции.

Кыйва также признает, что, несмотря на наличие проблем, госучреждения не склонны к тому, чтобы их скрывать. Например, после вызвавших большой резонанс блоговых рассылок с фирмой связалось МВД, признавшее наличие сложностей, но заявившее, что ими уже занимаются. «Желание присутствует, в том числе и со стороны МКМ – это очень хорошо, просто нужно немного дополнительных ресурсов, чтобы рассматривать документы», - считает Кыйва.

Хотя Pipedrive отнюдь не рассчитывает только на государство. Фирма выплачивает прибывшим из-за рубежа сотрудникам компенсацию, чтобы упростить людям смену страны проживания. При этом Pipedrive предлагает им уже оплаченные языковые курсы, которые пользуются популярностью. «Каждый понедельник и среду офис оказывается менее многолюдным, поскольку сотрудники находятся на курсах эстонского языка», - рассказывает Кыйва. 

Эстония как трамплин

Организация языковых курсов для работников из других стран является одним из предложений, которые представлены в магистерской диссертации Айно-Сильвии Тали. При этом  Pipedrive является отнюдь не единственной фирмой, действующей таким образом: работодатель Ларса Экарта также выплачивает ему денежную субсидию, чтобы дать возможность участвовать в языковых курсах при Департаменте полиции и погранохраны. По словам Тали, подобная практика способствует снятию языковых барьеров внутри предприятия, при этом она оказывается полезной и для своих же работников.

Все проинтервьюированные Postimees иностранные специалисты не строят далеко идущих планов, хотя и видят себя жителями Эстонии по крайней мере на ближайшую пару лет. Например, Ортега считает, что было бы замечательно, если бы ему удалось в будущем разделить свою жизнь между Мексикой и Эстонией.

Научный руководитель диссертации Тали научный сотрудник квалитативных исследований Тартуского университета Энели Киндсико считает, что, несмотря на свою малую известность, Эстония является для иностранных работников немаловажным трамплином. «При соискании работы на известнейших у нас предприятиях в сфере ИКТ ведущим иностранным специалистам бывает легче преодолеть конкурс, поскольку местный рынок труда в области ИКТ по-прежнему страдает от дефицита высококлассных кадров. Работа в течение нескольких лет в Эстонии на Skype, Playtech Transferw позволяет обзавестись важной отметкой в CV и совершить толчок для дальнейшего взлета», - утверждает Киндсико.

По ее словам, вопрос состоит в том, что могло бы мотивировать иностранных специалистов жить и работать здесь на протяжение более долгого срока. «Это, конечно, то самое место, где свою роль играют государственные и внутриорганизационные опорные системы, не говоря уже об общественных», - полагает Киндсико.

Одна из проблем, о которых говорят в последнее время в связи с иностранцами, касается оскорблений на улицах, разжигания розни в социальных сетях вплоть до угрозы физического насилия – особенно при наличии у человека не такого как у эстонцев цвета кожи или глаз. Негативное отношение в обществе отмечается в диссертации Айно-Сильвии Тали в качестве одного из препятствий для иностранцев.

«Почти все иностранные работники, с которыми я беседовала в ходе написания работы, заявляли, что сталкиваются с негативным или уничижительным отношением», - сетует Тали. В качестве примера она вспоминает одну из рассказанных ей историй: человеку отказались продать билет на паром до острова Сааремаа, поскольку продавец объявил, что иностранцам билеты не продаются. Отношение эстонцев к иностранцам является более сложной проблемой, быстрого решения которой пока не предвидится. Отсутствующий элемент информации можно добавить на сайт того или иного ведомства практически сразу, но отношение к иначе выглядящим людям меняется лишь со временем. Леонардо Ортега отмечает, что никто никогда не оскорблял его на улицах словесно, однако, ему уже доводилось слышать о подобных случаях. Большим преимуществом для иностранцев является владение эстонским языком. «Если человек сердито на тебя смотрит, но ты общаешься с ним на внятном эстонском языке, его отношение с ходу меняется», - отмечает мужчина. 

Наверх