Почему министр культуры Лайне Янес защищает Айвара Мяэ, по вине которого, по мнению Госконтроля, было перерасходовано 20 миллионов крон денег налогоплательщиков, в то время как Андреса Сийтана, превысившего бюджет ERSO на 3,2 миллиона крон уволили без длинных разговоров?
Является ли Айвар Мяэ музой министра Лайне Янес?
Бывший директор ERSO Сийтан не сделал ничего криминального и, по сведениям, достойным доверия Postimees, к настоящему времени стало ясно, что превышение бюджета во время кризиса составило не 3,2 миллионa крон, а меньше.
А вот материалы, касающиеся проведенной под руководством Мяэ реновации церкви Яани в Петербурге, Госконтроль передал прокуратуре, поскольку нарушений закона было несколько. Как утверждают, что махинации, которые проводил Мяэ с одобрения министра при восстановлении церкви Яани, были сложные и могли привести к опасности порождения корруптивной ситуации.
По оценке источников Postimees, тогдашний руководитель Eesti Kontsert и нынешний руководитель Национальной оперы «Эстония» Мяэ являлся тем человеком, кто фактически дергал за ниточки прошлогоднего процесса объединения Национального мужского хора с ERSO, вызвавшего скандал, с чего и начались финансовые проблемы ERSO.
Теплые отношения Янес и Мяэ восходят к тому времени, когда руководивший Eesti Kontsert Мяэ пригласил неизвестного тогда общественности руководителя хора руководить Концертным домом Vanemuine в Тарту.
Отсюда началась карьера Янес сначала в качестве вице-мэра, а потом и мэра Тарту, а затем уже министра культуры. Некоторые признанные представители культуры говорят, что Янес боготворит Мяэ. Во всяком случае в прессе можно найти уйму хвалебных слов, высказанных ею в адрес Мяэ.
Теплые отношения
По мнению уволенного в конце года Сийтана, согласно разработанному Мяэ сценарию после объединения ERSO и мужского хора вновь объединенный ERSO должен был объединиться с «Эстония». То, что Eesti Kontsert следует объединить с «Эстония», Мяэ говорил и раньше.
До сих пор Янес могла рассчитывать на полную поддержку Мяэ и наоборот. Во время конфликта между тогдашним еще руководителем ERSO Сийтаном и Янес Мяэ указывал на то, что первый совершил ошибки в руководстве ERSO.
Точно так же Янес львицей бросилась на защиту Мяэ, когда выводы Госконтроля в отношении одобренных министром махинаций при восстановлении петербургской церкви стали более злыми.
«Мы по-прежнему находим, что утверждения Госконтроля о возможном удорожании строительства носят предположительный характер и реальных дополнительных расходов, по сравнению с запланированными, строительные работы не вызвали», — заявила Янес в ответ на результаты аудита, который указал целый ряд нарушений закона.
А что сказала министр, когда уволила Сийтана? «Министерство никого не принуждает хозяйствовать неправильно, сверх своих способностей или возможностей». Нарушением бюджетной дисциплины в прошлом году грешили и многие другие учреждения культуры.
По мнению Сийтана, такое разное поведение Янес в инцидентах с восстановлением петербургской церкви и дефицита в ERSO ранит его чувство справедливости.
Информированный источник подтверждает, что нарушения в ERSO просто несравнимы с теми, которые совершил Eesti Kontsert под руководством тогдашнего директора Мяэ.
Результаты аудита ERSO станут достоянием общественности только после выборов. К настоящему времени ясно, что в создавшемся к концу прошлого года дефиците бюджета ERSO есть доля вины и руководимого Янес Минкультуры.
Хорошо информированный о происходящем в верхах культурных кругов Эстонии источник подтвердил, что Мяэ является харизматическим руководителем, для которого цель оправдывает средства и ему позволяется много такого, чего не позволяется другим руководителям культуры.
Явные нарушения
Однако главный контролер отдела финансового аудита Госконтроля Инес Метсалу подтвердила Postimees, что оправдательная оценка Янес в ответ на обвинения Госконтроля в адрес организовавшего сделки по восстановлению петербургской церкви Яани Мяэ ни в коей мере не привела коррекции мнения Госконтроля.
«Мы привлекали экспертов и со стороны, и они полностью поддерживают нашу позицию, — рассказала Метсалу. — Нарушения положений Закона о госбюджете и Закона о госпоставках в данном случае настолько явные, что мы не можем говорить о разности в толковании положений законов».
Во вторник, отвечая на вопросы Postimees, Янес повторила свои прежние утверждения о том, что причиной увольнения Сийтана стало нарушение им финансовой дисциплины, а при организации работ по восстановлению петербургской церкви Яани, по мнению министерства, нарушений закона не было.
Дозвониться до Мяэ ни в понедельник, ни во вторник оказалось невозможно, на вопросы, направленные ему по электронной почте, он ответил лаконично, только да или нет. На вопрос Postimees о том, должны ли Eesti Kontsert, ERSO и «Эстония» существовать под общим руководством, Мяэ ответил отрицательно.
Он также ответил, что его деятельность при организации строительства церкви Яани соответствовала закону.
Что касается его отношений с Лайне Янес, то Мяэ считает, что Янес была способным руководителем как во время работы в Концертном доме Vanemuine, так и в тартуской горуправе, а ее выход на политическую арену был естественным продолжением всего этого.
Что будет с Лайне Янес после выборов? Повторить успех 2007 года — 9000 голосов, поданных за нее — ей, очевидно, не удастся. В Тарту обычно на выборах побеждает действующий мэр города, хотя в этот раз Янес умудрилась протолкнуть себя в партийном списке на первое место, вперед мэра Урмаса Круузе.
Если личный результат Янес окажется на тысячи голосов меньше, чем на выборах 2007 года, то у нее нет ни малейшей надежды продолжить работу в качестве министра культуры. Об этом Postimees сообщили надежные источники из Партии реформ.
Комментарий
Разъяснения Лайне Янес, переданные postimees.ee в ноябре прошлого года.
Лайне Янес,
министр культуры
Яановская церковь
«Министерство культуры занимает следующую позицию: изменения в договоре, касающиеся Яановской церкви в Санкт-Петербурге, не противоречат закону.
О своей позиции мы проинформировали Госконтроль. Остановка работ по восстановлению Яановской церкви привела бы к тому, что израсходованные до этого миллионы были потрачены напрасно. Иного выхода, кроме как продолжить реконструкцию, не было, если бы работы были прерваны, и вложенные до этого в реконструкцию 31,4 миллиона крон, пропали бы.
Речь идет о важном объекте культуры, значимом не только для развития международных отношений, но и имеющем значение для эстонской общины Санкт-Петербурга».
(Вчера Янес сообщила, что Минкультуры и Госконтроль придерживаются разных позиций в отношении законности финансирования реконструкции Яановской церкви в Петербурге, и министерство хочет услышать в этом вопросе позицию госпрокуратуры.
Как уточнила Янес, переговоры о восстановлении здания церкви между общиной Яановской церкви и организацией Eesti Kontsert началась в 2003 году.
Первоначальная стоимость работ по реновации, одобренных распоряжением правительства от 5.01.2007 года, составляла 170 млн крон. Но работы обойдутся почти на 20 млн крон дешевле, чем планировалось изначально. Строительство не повлекло за собой дополнительные расходы по сравнению с первоначально запланированными. — Ред.)
Об истории с ERSO
«В основе причин бюджетных проблем Эстонского государственного симфонического оркестра (ERSO) лежит нежелание соблюдать Закон ЭР о бюджете, в соответствии с которым расходы на деятельность в 2010 году были сокращены на девять процентов.
Директор ERSO проигнорировал это решение и не стал пересматривать бюджет в соответствии с возможностями. В ходе служебного расследования выяснилось, что передвижения музыкальных коллективов внутри учреждений не повлияли на состояние бюджетных средств ERSO и не стали причиной бюджетного дефицита в размере 3,2 млн крон.
Андресу Сийтану следовало бы снизить бюджетные расходы ERSO на 9 процентов. Он знал об этом еще летом 2009 года, когда стали известны контрольные цифры бюджета на 2010 год. Закон о госбюджете был принят парламентом в декабре 2009 года.
Несоблюдение закона означает его нарушение. Следовало бы также обратить внимание на возможности увеличения собственных доходов, как сделали это очень многие учреждения культуры. Министерство не заставляет никого хозяйствовать неправильно или за гранью своих способностей или возможностей».