Эстонцам нравится сравнивать себя с другими: как на уровне отдельных личностей, так и на уровне государства. Если простые люди оценивающим взглядом одаривают, в первую очередь, соседей, друзей и знакомых, то государство – другие страны. Вбив в поиск Google «Эстония в сравнении с другими…», мы найдем немало различных статей на заданную тему.
Урве Пало: почему нас должно беспокоить неравенство? (1)
До тех пор, пока цель сравнения – развиваться и стремиться к лучшему (а не слепое соперничество), в этом нет ничего плохого. Ко всем этим рейтингам нельзя относиться как к Олимпийским играм. К этому нужно относиться как к ориентиру, к которому могли бы стремиться, однако, не для того, чтобы просто улучшить свое место в таблице первенства. Необходимо осознать, что эта тема для нас важна, и если мы заняли более высокую позицию в рейтинге, то жизнь в Эстонии улучшилась.
О неравенстве в доходах
Недавно мы узнали, что в Эстонии разница в доходах постоянно росла, и к 2014 году мы стали страной с самым высоким уровнем неравенства в ЕС. Это означает, что если реальный ВВП на душу населения в Эстонии (27800 евро) чуть больше, чем, например, в Литве (27300 евро) и Латвии (23800 евро), то доходы у людей очень разные. Если в Литве коэффициент разницы в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей составляет 7,9, в Латвии – 9,2, то в «успешной» Эстонии – аж 14,9. То есть среднестатистический житель Эстонии (не говоря уже о 10% самых бедных) живет хуже, чем наши южные (и не только) соседи. Иными словами, плоды экономического роста распределились непропорционально, и большая их часть отошла сильным мира сего.
Уравнение с 500 переменными
Повысить конкурентоспособность государства не просто – это уравнение с 500 переменными. Точно также нет единого рецепта, как сократить неравенство. Однако было бы желание! Сперва и правительству, и парламенту нужно осознать, что это проблема. Это важная тема для Эстонии. Это вызов. Ситуацию возможно изменить, если есть воля. При ее наличии найдутся и ресурсы, и механизмы для проведения изменений.
В качестве вдохновляющего примера здесь можно привести реформу детских и семейных пособий, которую социал-демократы начали в 2014 году, став коалиционными партнерами. Результат реформы уже на лицо – детей, живущих в глубокой бедности, стало вдвое меньше! Мы определили цель, составили план действий, осуществили его и теперь можем радоваться результату.
Почему государство должно заботить неравенство?
Потому что государство само же потом выиграет. Общества, в которых доминирует равенство, быстрее развиваются, они более привлекательные и богатые. Взгляните хотя бы на Швецию, Данию, Финляндию или Германию. И это логично. Если в обществе царит равенство, то у каждого человека больше возможностей развить свои таланты, получить соответствующее своим способностям образование и, наконец, у него больше шансов реализовать свой потенциал на рынке труда. Человеку хорошо – государству хорошо. Вместе с ростом богатства отдельного жителя, растет и благополучие всего общества. Если человек чувствует, что он особенный и что он нужен своему государству, что государство о нем заботится, в том числе и в непростые времена, то человек готов ответить государству тем же.
Борьба с неравенством не должна быть лишь идеологическим занятием одного правительства. Это борьба просто необходима, чтобы выжить в международной конкуренции, чтобы укрепить экономику и улучшить благополучие нашего народа. Однако в этой борьбе нельзя вооружиться лишь одним методом. Речь идет о принципиальном подходе, который нужно всякий раз анализировать при принятии новых законов и при разработке очередной политической стратегии. Это путь, у которого нет конца, но его начало – в наших руках.
«Умный надеется на свои дела, а глупый надеется на надежду» - так говорят на востоке. Мне кажется, Эстонии пора прекращать надеяться, что все само собой образуется, и мы вдруг «случайно» станем сильным и счастливым государством. Сократить неравенство, а также связанное с ним недовольство людей, возможно лишь тогда, когда государство осознанно встанет на этот путь.