Инспекция защиты данных составила инструкцию рекомендательного характера, согласно которой работодатель без соответствующей договоренности не имеет права читать письма в служебном электронном почтовом ящике.
Вильяр Пеэп: частная жизнь требует защиты
Генеральный директор Инспекции по защите данных Вильяр Пеэп, вы разработали инструкцию «Обработка личных данных в трудовых отношениях». Прежде всего, чтобы было ясно, о чем мы говорим, — что понимается под личными данными и зачем их нужно защищать в трудовых отношениях?
В принципе это все данные, которые могут как-то характеризовать человека, начиная с его имени и заканчивая остальным. То есть любая информация, которая может быть отнесена к конкретному человеку. Ее имеет смысл защищать, поскольку человек, приходя утром на работу, не оставляет свою частную жизнь за порогом.
Беда Эстонии в том, что у нас миллионное языковое и правовое пространство. В более крупных государствах правовая практика устанавливается быстрее. У нас нет на это времени, поэтому и возникла потребность в создании таких рекомендаций.
Что изменится с появлением новой инструкции?
Придет ясность. Это область, в которой технологии сбора информации сильно изменились, в результате чего уровень приватности снизился. Например, соискателю работы нельзя задавать лишние вопросы и, производя предварительный контроль соискателя, необходимо соблюдать приватность.
Что может и чего не может спрашивать работодатель во время интервью?
Нельзя задавать вопросы о частной жизни, которые не связаны с его профпригодностью. В зависимости от страны здесь есть большие различия. В США, например, говорят, что средства труда являются собственностью работодателя и он, в принципе, может делать все. Захочет — поставит камеру в туалете. В Финляндии, например, использование интернет-поисковиков для сбора данных о работнике или соискателе не разрешено.
У нас это разрешается, но работника об этом следует проинформировать, поскольку в Интернете могут быть и неверные данные. Работника или кандидата на работу следует информировать о поиске публичных данных и дать ему возможность их опровергнуть.
Такая же история и с информацией в общественных сетях?
То, что имеется на порталах общения, имеет разные степени доступности. Считается недопустимым, чтобы сотрудник по работе с персоналом записался на сайте в друзья объекта, о котором будет собирать информацию, и наблюдал, где он наследил и с кем общался. Но если портал открыт для всех, то это то же самое, что искать с поисковиком, т.е. используй, но информируй о том, что узнал.
Если требуется сбор каких-либо данных, отслеживания и проверки работника, то для этого нужно иметь обоснованный интерес, который проистекает из договорных трудовых отношений. Общий подход заключается в том, что должно быть согласие человека или это оговорено в законе.
Например, если вы нанимаете человека, который будет работать с детьми, то законодатель обязывает вас проверить, не наказывался ли он за совершение определенного рода преступлений.
Как инструкция регулирует контроль за электронной перепиской, если она проходит через компьютер работодателя?
Неприкосновенность частной жизни гарантируется Конституцией. В отношении электронной почты действует еще и тайна сообщений (Статья 43 Конституции ЭР «Каждый имеет право на тайну сообщений, передаваемых им, либо ему по почте, телеграфу, телефону или иным общеупотребительным способом». — Ред.)
В Эстонии можно запретить использовать электронную почту в других целях, кроме работы. Письма, которые вы направляете в качестве сотрудника фирмы, не являются частными и не защищаются правом на частную переписку.
Обычно в Эстонии не запрещают использовать рабочую э-почту в личных целях, а если не запрещено, то можно. Если работодатель хочет иметь право ее контролировать, то он должен сообщить об этом.
А работодатель имеет право проверять, какие сайты работник посещал с рабочего компьютера?
Защита приватности относится ко всем типам коммуникации. Действуют те же правила, т.е. работника следует проинформировать, что его контролируют.
Очевидно, что немногие заключали такие договоренности. Теперь, если человек узнает, что за его деятельностью следят и работодатель читает его электронную почту, то что следует предпринять?
Слово «следят» очень интригующее. У нас в Пенитенциарном кодексе есть даже такой состав преступления — частная розыскная деятельность.
Если работодатель, не информируя работника, присвоил себе право контролировать — что, когда и кому работник пишет или кому звонит, то он выходит за границы дозволенного Законом о защите данных, что может привести даже к криминальной ответственности.
Требуется ли для этого письменное согласие работника?
Кроме трудового договора, есть правила внутреннего распорядка, т.е. инструкция по организации работы. Согласие не обязательно должно быть письменным, но устное трудно доказать.
Разрешена ли постоянная съемка на камеру слежения работника?
Вообще-то есть правило, что постоянно человека в кадре держать не стоит, если в этом нет особой необходимости. Тут действует принцип: для этого должны быть весомые основания и работник должен быть проинформирован об этом заранее.
Насколько работодатель должен быть осведомлен о состоянии здоровья работника?
Обработка личных данных деликатного характера для обеспечения трудового договора не разрешена. Если врач выдал бумагу, где подтверждает, что работник был болен, то работодатель должен ей верить. Но если он подозревает сговор, то может подать жалобу в Больничную кассу. Следует подчеркнуть, что в отношении данных о здоровье особенно следует избегать чрезмерности.
Комментарии
Пирет Корол,
директор по персоналу Ergo Kindlustus
Работодатель, конечно же, не должен следить за использованием компьютера тайно, не оповещая работника. Работодатель и работник уже при заключении трудового договора должны договориться о том, может ли работник использовать служебный компьютер в личных целях, и когда и какие именно электронные письма работника работодатель может читать.
Вместе с тем работодатель должен учитывать, что какая-то элементарная приватность должна быть работнику обеспечена. Наше предприятие не следит за компьютером работника, и мы не читаем электронные письма сотрудников.
Просмотр не относящихся к работе страниц в Интернете у нас позволяется, всевозможные средства быстрого общения допускаются только для отдельных работников. Использование определенных интерактивных каналов и программ ограничивается по соображениям безопасности или для того, чтобы избежать перегрузки сети и т.п.
Кая Сепп,
директор по связям с общественностью ЕМТ
Порядок пользования рабочим компьютером (и мобильным телефоном) регулируется в ЕМТ на уровне основ организации труда. Для использования в целях работы открыт доступ к наиболее распространенным Интернет-услугам, все остальное закрыто для публичного пользования.
Неприкосновенность частной жизни является одним из основных прав личности. Вместе с тем использование принадлежащего работодателю компьютера или телефона должно быть регламентировано со стороны работодателя.
Но это не означает, что у работодателя есть право шпионить за работником. Конечно, у работодателя могло бы быть право осуществлять контроль за порядком использования его орудий труда, но это следовало бы делать посредством прозрачных процедурных правил.
Например, если в помещении есть камеры слежения, если рабочие разговоры записываются и т.д., то работника следует предварительно проинформировать о подобных действиях.
Инструкция
«Обработка личных данных в ходе трудовых отношений»
• У работодателя есть право требовать от соискателя работы только такие данные, которые необходимы для принятия решения на стадии приема на работу и осведомленность по части которых представляет оправданный интерес. Она должна быть сопряжена с характером трудовых отношений и должностными требованиями.
• Запрос данных о состоянии здоровья, в т.ч. сведений относительно наркотической и алкогольной зависимости на начальной стадии найма на работу не является целесообразным. Если работодатель действительно имеет в этом смысле оправданный интерес, спрашивать об этом следует только у того кандидата, которого собираются принимать на работу.
• Данные о кандидате и работнике можно собирать из публичных источников, при этом работодатель обязан опубликовать предоставленную ему информацию с целью ознакомления.
• Запрашивать данные относительно кандидата (характеристику, причину прекращения трудовых отношений) у его предыдущего работодателя разрешается только тогда, когда кандидат дает свое согласие, за исключением случаев, когда закон устанавливает иное.
• Кандидат и работник имеют право знать, какие данные, по какой причине и из каких источников о нем собирают.
• Врач — специалист по медицине труда может сообщать работодателю о результатах проверки здоровья работника только то, какие ограничения он установил для работника по части исполнения им трудовых обязанностей. Знать другие данные работодатель права не имеет.
• У работника нет какого-либо общего права использовать электронную почту на работе для личных целей. Но поскольку существует такая распространенная практика, работодатели должны считаться с этим и уважать приватность работника, если ими не были установлены иные правила.
• Если при завершении трудовых отношений работник не дает на это особого согласия, его рабочий электронный почтовый ящик должен быть немедленно закрыт.
• Скрытое наблюдение за деятельностью работника не разрешается, поскольку частная сыскная деятельность является противозаконной. О всякого рода слежке работника необходимо немедленно информировать.
• Инструкция доступна на домашней страничке инспекции по защите личных данных www.aki.ee.