Демократические выборы на Ближнем Востоке могут иметь неприемлемый для Запада результат
Парадоксы Востока
Сточки зрения западного мира, в том, что происходит в Египте, мы имеем дело с парадоксальной ситуацией. Авторитарные правительства, вне всяких сомнений, заслуживают осуждения, а демократические ценности нуждаются в защите.
С другой стороны, свержение авторитарных правительств в странах Ближнего Востока могут иметь для Запада неприятные последствия.
Если сейчас провести там честные и демократические выборы, то их результат совсем не обязательно окажется приемлемым для Европы. Здесь может получиться то же самое, что и в Палестине, когда к власти придут, скорее, исламистские и настроенные против Запада партии или движения.
Несмотря на то, что причины беспорядков в Египте, Йемене и Тунисе имеют некоторые различия, в то же время их характеризуют и общие черты — все три государства находятся в демографически переходной фазе.
Рождаемость в этих странах очень высока, средний возраст населения — очень низок. Эти государства отличаются высоким уровнем безработицы, особенно среди молодых мужчин, которые всегда были благодатной средой для возникновения вспышек насилия.
Кроме того, речь идет об обществе, в котором ресурсы распределены очень неравномерно, и более значительная часть и финансов, и политической власти монополизированы находящимися у власти режимами.
Ситуацию усложняют и делают взрывоопасной также и природные факторы, например, прогнозируемая нехватка водных ресурсов, и в этом аспекте для Египта и Йемена улучшения ситуации не предвидится, скорее, наоборот.
Беспорядки в Тунисе и Египте объединяет еще и то обстоятельство, какую роль в проведении акций протеста сыграли инфотехнологии.
Подобный феномен можно было наблюдать еще во времена «оранжевой революции» в Украине и в период президентских выборов 2009 года в Иране, когда акции протеста координировались через мобильные телефоны посредством SMS-сообщений, а в Иране — уже и через социальные сети.
В Тунисе призывы к антиправительственным выступлениям распространялись через Facebook со молниеносной скоростью.
В Египте это послужило основанием для ограничений на использование мобильной связи и социальных сетей в Интернете. Речь идет о феномене кибердемократии, наблюдение за которым и соответствующий анализ могли бы представлять интерес для многих западных государств, в том числе и Эстонии.
Может ли Запад что-либо предпринять для разрешения этих конфликтов? С одной стороны, это внутреннее дело страны, и вмешиваться извне трудно.
Но что можно сделать, так это использовать дипломатическое влияние и моральный авторитет, чтобы убедить тамошние правительства не прибегать к насилию, и попытаться направить страны Ближнего Востока по пути более честного, открытого и конструктивного стиля правления.