Жанна Немцова: Эстония - процветающее государство, а президент Ильвес - уникальный человек (19)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy

«Ваш прездент – абсолютно уникальный человек, - заявила в интервью Postimees журналист Deutsche Welle, дочь Бориса Немцова Жанна, добавив: - Эстонии удалось стать процветающим государством во всех смыслах, в том числе – в экономическом».

Жанна Немцова приехала в Эстонию по приглашению Фонда открытой Эстонии, приняв участие в очередной встрече из цикла «Голоса России». Журналист ответила на вопросы Postimees за полчаса на до начала приема у президента Ильвеса в честь Дня восстановления независимости Эстонской Республики. 

- Вы спешите на прием к президенту Эстонии. В каком качестве вас на него пригласили? И что бы вы хотели сказать президенту Ильвесу?

- У господина Ильвеса я брала интервью в декабре прошлого года. Мы с ним беседавали минут тридцать. Я неплохо знаю биграфию вашего президента. Он, кстати, тоже жил в Германии и достаточно долго возглавлял эстонскую редакцию Радио «Свободная Европа». Знаю, что у президента Ильвеса истекают полномочия. Мне интересно, чем он будет заниматься после того, как перестанет быть президентом. Надеюсь, что он не уйдет полностью из политики и общественной жизни, потому что ваш прездент – абсолютно уникальный человек, не только внешне запонимающийся, но и настоящий интеллектуал. Это пример человека, у которого есть очень четкие и ясные убеждения.

Сегодня мне бы хотелось поздравить господина президента с независимостью Эстонии. Мне кажется, что за эти годы Эстонии удалось стать процветающим государством во всех смыслах, в том числе – в экономическом. Знаете, многие россияне думают, что Эстония очень сильно зависит от России, что Россия чуть ли не основной торговый партнер Эстонии. Это полная ерунда! Россия уже давно не основной торговый партнер Эстонии. Независимость, которую ваша страна обрела, сделала ваше государство здоровым с экономической точки зрения, и политическая система, как мне кажется, в Эстонии правильная. Этому можно только порадоваться.

- Соотносите ли вы себя с российской оппозицией? Занимаетесь ли вы политикой?

- Я журналист, живу и работаю в Германии, в русской редакции немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle. Там у меня есть своя программа "Немцова. Интервью". Одновременно я являюсь основателем фонда Бориса Немцова "За свободу", который также зарегистрирован в Германии. В таком фонде запрещено заниматься политической деятельностью, поддерживать политические партии, спонсировать агитационные материалы, распространаять их и тому подобное. Мы занимаемся преимущественно просветительской деятельностью. 

Я, наверное, не политический деятель, потому что никоим образом не участвую в политической жизни. Для меня политическая жизнь – это борьба за власть. Я в этом не участвую. И у меня нет такого желания. Я живу в другой стране, но стараюсь поддерживать отношения и общаться с большим количеством людей.

- Уезжая год назад из России, вы пообещали вернуться. Не передумали? У вас до сих пор такие планы?

- Планы такие есть, но я не могу сказать, когда это произойдет. Вчера у нас была дискуссия с участием выдающего русского писателя Владимира Войновича, который около 8 лет прожил в Германии, в Мюнхене. Когда-то его лишили советского гражданства, потом гражданство восстановили, и он вернулся в Россию. Я уехала, но это не значит, что навсегда. У меня нет такого ощущения. Просто пока не время возвращаться. Нет уверенности в безопасности, но есть уверенность в том, что я не смогу найти там работу.

- Почему вы ушли с РБК и уже год работаете в русской редакции немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle?

- Я сначала уволилась с РБК, а потом нашла работу на Deutsche Welle. Считаю, что если бы я не уволилась и еще чуть-чуть подождала, то была бы вынуждена уволиться с РБК. Это было вопросом времени. Я это сделала и считаю, что поступила правильно.

- В последнее время к нам зачастили российские оппозиционеры. Некоторые даже переселяются жить в Балтийские страны (Артемий Троицкий, Евгения Чирикова и т.д.). Чем так привлекательна Эстония? Нормально ли то, что российская оппозиция учит местных русских, как им не любить Россию?

- Давайте будем говорить, что это не оппозиционеры, а общественные деятели. Наверное, вы должны адресовать свой вопрос тем, кто приезжает и живет в Эстонии. Я могу сказать только за себя: меня приглашают, я приезжаю. Приглашают участвовать в интересных для меня конференциях. Считаю, что та дискуссия, которая вчера состоялась в Кясму, была крайне интересная, она не была посвящена теме нелюбви к России. В ней участвовал Владимир Войнович, известный российский политолог Екатерина Шульман и я. Мне кажется, что вы передергиваете про «не любить Россию» в своем вопросе. Не надо путать критику режима и нелюбовь к России. Режим наш – авторитарный, персоналистский. У нас нет возможности на текущий момент сменить власть. Этот режим явно неэффективный – с любой точки зрения, с экономической – в первую очередь. Россия второй год находится в глубочайшем кризисе. Света в конце тоннеля не видно. Все это приводит к отставанию нашей страны от передовых стран, которое только нарастает, а наверстывать будет очень сложно. То, что происходит во всем мире, - это некая технологическая революция, экономика знаний, новые технологии и т.д. Следующему руководителю государства будет сложно наверстывать упущенное, и это очень обидно.

Думаю, что люди, которые обо всем этом говорят, на самом деле переживают за нашу страну, желают ей лучшей судьбы, а вовсе не не любят Россию. На самом деле не любят Россию те, кто ворует в нашей стране.

- Сейчас экономика не растет не только в России. Допускаете ли вы, что многое завязано на санкции? Что делать с санкциями, если учитывать, что они отражаются на экономике всей Европы?

- Экономика США растет. Экономика Германии выросла в прошлом году более, чем на 1,5%. Для развитой экономики – это достаточно высокие темпы роста. Россия – развивающаяся экономика. Чтобы нагнать другие экономики, цифры роста должны быть двузначные. Этого нет. А в Германии – огромный профицит бюджета: 12 млрд 100 млн евро. В этом году экономика Германии вырастет еще на 1%, а, возможно, и больше.

По Эстонии я не смотрела последние цифры, но, по-моему, экономика у вашей страны здоровая, развитая экономика в небольшой стране. Российская экономика не то, что не растет, она падает второй год подряд, происходит гигантская девальвация. Проблемы европейской экономики – это проблемы другого плана, возможно, что они даже больше структурные. В процессе объединения ЕС вошли разные страны: более слабые и более сильные, вследствие чего возникли большие проблемы, как, например, с Грецией, проблемы интеграции и другие.

Нынешние темпы роста не позволяют российской экономике развиваться, так никогда не выйти на уровень Европы. Это несерьезно. Во-вторых, у нас вся экономика сырьевая. Цены на нефть упали, экономика падает. Сейчас из-за колоссальной неэффективности даже 100 долларов за баррель экономику не спасут. Это значит, что Путин за 15 лет не смог диверсифировать экономику. Если цены на сырье будут оставаться в прежних пределах, роста ожидать не стоит.

Что касается санкций, то на экономику Европы санкции в виде продуктового эмбарго никакого влияния не оказали. На эту тему было целое исследование: в краткосрочном моменте было небольшое влияние, упали цены на продукты в Испании или в Италии, но они просто переориентировались на другие рынки сбыта и все. Влияние – ноль. Санкции что есть, что нет, как мертвому припарка. Но те же самые санкции - продуктовое эмбарго - оказали влияние на российскую экономику: а именно, на инфляцию, цены стали расти. Говорить о каком-то развитии внутреннего производства экономически некорректно. Есди вы, например, инвестор и хотите организовать цикл производства более, чем на год, то должна быть уверенность, что продуктовое эмбарго сохранится более, чем на один год. Этой уверенности нет. Если у инвестора нет уверенности, он не будет развивать производство, а просто повысит цены. Потребление в России падает, реальные доходы падают, экпорт тоже падает... Импорт  сам по себе упал из-за дороговизны.

Санкции в отношении России, введенные ЕС и США, вначале нанесли колоссальный удар. Я имею в виду конец 2014 года. Они сказались на валюте, за один день рубль обвалисля на 30%, поскольку были произведены большие выплаты по внешнему долгу. Финансовые санкции, конечно, оказали воздействие. Сейчас экономика постепенно адаптируется и влияние санкций снижается. Основным фактором остаются цены на нефть. В России не было проведено никаких реформ, не диверсифицировали экономику. Как сказал глава Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс, если Европа или США снимут санкции, ничего не расцветет. Разговоры о том, что после санкций у нас все будет расти, - это пропагандистская тема. Не будет!

- Но стоит ли санкции продлевать?

- Я не принимаю решений, у меня нет политической позиции по этом поводу. Любой человек, гражданин страны, против которой введены санкции, хочет, чтобы их сняли. Это человеческая позиция. Хотя санкции и не играют решающей роли, они неприятны – неприятны не для Путина, а для многих людей, если речь идет о широких санкциях. Я за персональные санкции и персональную ответственность. Лидеры Западных стран привязали снятие санкций к выполнению Миниских соглашений. На тот момент, когда вводились санкции, удалось остановить полномасштабную войну на Украине. Что сейчас будет происходить, я не знаю. Не хочу давать никому советов, европейские лидеры отлично справятся без меня, а Российское государство должно соблюдать подписанные договоренности, и тогда санкции снимут.

- В Кясму вы высказали мысль о том, что российские губернаторы не имеют власти, а режим в России персонифицирован. А что мешает губернаторам брать на себя ответственность и принимать решения? Чего они боятся?

- Белых посадили, например. В России в реальности нет никакого разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, разделение есть только на бумаге. Правительство не самостоятельно, парламент – контролируемый, губернаторы формально избираются, а, по сути, не являются избранными. Самостоятельно можно принимать решения, когда вы избраны народом. А когда вы назначены, то от этого сильно зависит ваше поведение. Вот у нас в Калиниградской области исполняющим обязанности главы администрации стал бывший охранник Путина.

Чего они боятся? Боятся потерять свой пост, боятся тюрьмы, есть много разных страхов. В такой системе вы делаете определенный морально-нравственный выбор. При Ельцине губернаторы были самостоятельными, они являлись федеральными политиками, спорили с президентом, как мой отец. Борис Немцов собрал миллион подписей против войны в Чечне. Вы можете себе представить сейчас, чтобы какой-нибудь губернатор собрал миллион подписей против войны на Востоке Украины? Тогда это было возможно, сейчас я себе такого не представляю.

Наверх