Количество людей без медицинской страховки растет

Кристель Рысс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Источник: Министерство социальных дел,
Департамент социального страхования
Источник: Министерство социальных дел, Департамент социального страхования Фото: Pm

В Эстонии каждый двадцатый житель не имеет медицинской страховки. Эти люди получают от государства лишь неотложную помощь — когда состояние пациента представляет угрозу для его жизни или может привести к устойчивому расстройству здоровья.

Во всех остальных случаях медицинская помощь предоставляется на платной основе, если только расходы на нее не согласится взять на себя местное самоуправление.

Человек, не имеющий медицинской страховки, должен иметь возможность получить неотложную медицинскую помощь в центрах семейных врачей, в больничных отделениях экстренной медицины, а также в стационарах, считает заведующая отделом здравоохранения Министерства социальных дел Хели Палусте.

Расходы на лечение не имеющих медицинской страховки людей растут из года в год: с 97 миллионов крон в 2005 году они подскочили до 123 миллионов в государственном бюджете за прошлый год.

Например, в Клиникуме Тартуского университета неотложная медицинская помощь обеспечена по всем направлениям — от педиатрии и акушерской помощи и до психиатрии круглосуточно и во все дни недели, сказала пресс-секретарь Клиникума Кристи Таэль.

Воля муниципалитета
За медицинскую помощь, не относящуюся к разряду неотложной помощи, может заплатить и местное само­управление, уточнила Хели Палусте. В само­управлениях первичная и плановая медицинская помощь со стороны врачей-специалистов обеспечивается по-разному и в разном объеме.

В Ида-Таллиннской Центральной больнице есть специальное отделение для амбулаторного и стационарного приема лиц, не имеющих медицинской страховки. Оно располагается на улице Магазини.

В других частях Эстонии первичную медицинскую помощь предоставляют семейные врачи, а в части обеспечения возможности лечения в стационарах тоже задействованы все больницы.

Город Тарту на протяжении многих лет выделяет на лечение не имеющих медицинской страховки людей по 310 000 крон, или 19 813 евро, сообщила заведующая отделом здравоохранения горуправы Сирье Креэ. «И этих денег всегда было достаточно», — добавила она.

Не имеющий медицинской страховки пациент первым делом обращается к своему семейному врачу, который составляет схему лечения, при необходимости направляет его на дополнительное обследование или к врачу-специалисту. Семейный врач выставляет счета отделу здравоохранения.

По словам Креэ, распространенное представление о том, что медицинской страховки не имеют только те лица, которые испытывают трудности с социальной адаптацией, на самом деле не соответствует действительности. Временные трудности могут испытывать люди с высшим образованием и многие другие. При этом среди не имеющих медицинской страховки лиц есть люди вполне состоятельные.

В таких случаях семейный врач может потребовать оплатить услуги по оказанию медицинской помощи. Решение принимает семейный врач, который лучше всех знает своих пациентов, полагает Креэ.

Пациенты из приюта
Но осведомлен ли не имеющий медицинской страховки и испытывающий финансовые затруднения человек о возможностях получения бесплатной медицинской помощи? «Ведь семейный врач есть у каждого жителя Эстонии, — заметила Креэ. — Если кто-то не выбрал семейного врача, он был ему назначен. Те, кто до сих пор не знает имени своего семейного врача, могут получить эту информацию в Больничной кассе».

Она напомнила, что несколько лет назад в Тарту организовывались специальные приемные дни для лиц, не имеющих медицинской страховки. Поскольку в это время к врачам приходило очень мало людей, такие акции оказались совершенно бессмысленными.

Семейный врач Элли Кахар работает в непосредственной близости от тартуского приюта для бездомных, и потому среди ее пациентов есть и те, кто оказался на обочине жизни. «Я обслуживаю их с того самого момента, как был открыт приют», — сказала она.

«Таким пациентам, как и всем остальным, тоже приходится записываться на определенное время, хотя очереди у нас небольшие. Если на прием сразу не попасть, то на следующий день у меня уж точно найдется свободное время. Я никого не отправляю восвояси, даже если люди немытые и грязные», — заверила Кахар.

«Конечно, здоровье у таких людей чаще всего скверное, у многих есть алкогольная зависимость или какое-нибудь хроническое заболевание, некоторые обитатели приюта официально оформили утрату трудоспособности, — рассказала Кахар. — При необходимости мы направляем к врачам-специалистам даже не имеющих медицинской страховки пациентов или же даем им направление на дополнительное обследование, ведь за это платит город».

Семейный врач Эва Лоскит подтвердила, что врачебная этика не позволяет отказать в помощи ни одному человеку. «Мы мыли ноги пациентам из числа асоциалов перед тем как лечить гнойники и отдавали им свои носки», — рассказала она.

Семейные врачи не получают дополнительных денег за включенных в список их пациентов лиц, которые не имеют медицинской страховки, отметила Лоскит. Недостаток средств должен компенсироваться более интенсивной работой врачей, многие медицинские сотрудники работают сверх­урочно, считает она.

Относится с пониманием
Лоскит с пониманием относится к людям, которые из-за своих личных качеств не могут приспособиться к современному жизненному темпу и к высоким требованиям рынка труда. «Такие люди есть в любой стране, им необходимо предоставить особый статус», — предложила Лоскит.

Однако она не удовлетворена положением дел и с теми пациентами, которые имеют работу. По ее словам, следует уделять больше внимания тому, чтобы продолжительность рабочего дня не превышала допустимых пределов.

«У меня бывали пациенты, которые по три дня подряд проводили на работе по 12 часов, не имея даже перерывов на отдых.

Такая перегрузка чрезвычайно негативно сказывается как на физической стороне здоровья, так и на психологической. Из-за таких нагрузок многие работающие пациенты нуждаются в эффективном восстановительном лечении, — полагает она. — В некоторых фирмах в последнее время стало довольно обычным явлением, когда кассир работает с температурой 39 градусов».

По словам Лоскит, многим людям, оказавшимся на обочине жизни или испытывающим трудности с адаптацией, врачи определяют процент утраты трудоспособности. «Количество таких людей все-таки неоправданно велико», — считает врач.

Оформление степени утраты трудоспособности является своего рода формой оказания социальной помощи. «Если поискать, то почти у каждого человека можно обнаружить какое-нибудь отклонение по части здоровья, например, изнашивание коленного сустава и т.п.», — отмечает семейный врач.

Число людей, признанных полностью утратившими работоспособность, за последние годы неуклонно возрастало. В 2008 году имеющими устойчивую утрату трудоспособности были признаны 11 856 человек, в 2009 году этот показатель составил уже 12 973 человека, а в прошлом году таких лиц было зафиксировано 16 804, сообщила пресс-секретарь Департамента социального страхования Эльве Тонтс.

Негативная тенденция
Она уточнила, что экспертизу на предмет определения утраты трудоспособности осуществляет Департамент социального страхования, который привлекает в качестве экспертов врачей разных профилей.

Вопрос признания человека нетрудоспособным и определения степени утраты трудоспособности решается в зависимости от состояния его здоровья, а также характеристик состояния здоровья пациента со стороны его семейного врача, врача-специалиста или же обоих медиков, и в соответствии с решением проводившего медицинское освидетельствование врача-эксперта.

Достаточно ли доступна   врачебная помощь людям, не имеющим медицинской страховки?

Хельо Пикхоф,
член Рийгикогу, Социал-демократическая партия 

У  разных по величине и финансам самоуправлений возможности очень разные, поэтому в случаях с людьми, не имеющими медицинской страховки, может быть неравное обращение.

Одни самоуправления могут обеспечить незастрахованным лицам доступ к услугам семейного врача и финансовую поддержку для компенсации лекарств, а у других такой возможности нет.

Всемирная организация здравоохранения неоднократно подчеркивала, что вклад Эстонии в здравоохранение слишком мал.

Согласно нашей идее, расходы на помощь врача общего профиля должны покрываться из госбюджета, а не из денег медицинского страхования. Одновременно это означает и то, что незастрахованные лица должны попадать к семейному врачу на тех же основаниях, что и застрахованные.

Таким образом, услуги семейных врачей могут стать более доступными для большинства нуждающихся в помощи людей. Это помогло бы сократить расходы на экстренное лечение и «скорую помощь».

Больничная касса и семейные врачи остались бы партнерами по договору, а расходы с каждым годом увеличивались бы в соответствии с растущими поступлениями социального налога.

Ханно Певкур,
министр социальных дел, Партия реформ

В своих принципах медицинского страхования Эстония стремится обеспечить страховку всем желающим. Для этого работодатели платят за каждого работника социальный налог, покрывающий медицинское страхование.

Кроме того, медицинскую страховку имеют безработные, зарегистрированные в Кассе по страхованию от безработицы. Всем остальным обеспечивается неотложная помощь.

Партия реформ готова обсудить и другие принципы обеспечения врачебной помощи лицам, не имеющим медицинской страховки, но на это потребуются дополнительные средства из государственного бюджета.

Ведь в случае с незастрахованными людьми вопрос состоит не только во врачебной помощи — зачастую они нуждаются и в другой медицинской помощи, чтобы успешно справляться с каждодневными обязанностями.

Думая о будущем, следует прилагать усилия для того, чтобы у людей была работа, которая обеспечит медицинскую страховку и доход, позволяющий справляться со своей жизнью.

Партия реформ не собирается спешить с изменением существующей ныне системы, но готова к обсуждению конструктивных предложений о том, как эту систему улучшить.

Яак Ааб,
член Рийгикогу, Центристская партия

Для людей без медицинского страхования доступ к врачебной помощи затруднен, и значительная часть связанных с этим обязательств возлагается на самоуправления.

Врачебная помощь доступна, но она, без­условно, не на том уровне, на котором должна и могла бы находиться.

В программе Центристской партии есть очень важный пункт: сделать предупреждение болезней приоритетом. Государство также поддерживает создание новых рабочих мест (например, социальные рабочие места; когда безработный начинает работать, вступают в действие льготы), сокращается количество безработных и не имеющих медицинского страхования людей.

В то же время нельзя надеяться только на эти два пункта, необходимо сосредоточиться и на улучшении лечебных возможностей для незастрахованных людей. Местные самоуправления находятся ближе всего к своим гражданам, поэтому, чтобы обеспечить действенную заботу о здоровье людей без медицинского страхования, нужно понадеяться именно на них.

Но тут очень важно, чтобы центральная власть не возложила на самоуправления обязательства, не обеспечив их дополнительными средствами. 

Урмас Рейнсалу,
председатель социальной комиссии Рийгикогу, Союз Отечества и Res Publica 

Очень важно обеспечить через Больничную кассу стабильное и последовательное финансирования услуг здравоохранения. Включение зарегистрированных безработных в систему страхования было разумным шагом.

Неотложная помощь в Эстонии доступна для всех, улучшения требуют услуги «скорой помощи» в уездах и на маленьких островах. Сейчас проблема в том, что примерно пять процентов населения не имеют медицинской страховки.

Принципы, по которым человек может получить медстраховку, не нуждаются в изменениях. Мы считаем правильным, что незастрахованные люди тоже могут получать определенную помощь. Хорошо и то, что самоуправления компенсируют услуги семейных врачей, оказываемые незастрахованным людям.

Мы считаем, что для пожилых и людей с хроническими заболеваниями необходимо ввести карту лекарств, чтобы из госбюджета дополнительно компенсировать стоимость рецептурных препаратов.

Люди с низкими доходами тратят на такие лекарства 84 процента от всех расходов на здоровье, поэтому было бы разумно снизить долю самофинансирования при покупке таких медикаментов, вне зависимости от наличия медстраховки. 

Медицинское страхова

Государство обеспечивает медицинское страхование:
• официально зарегистрированным безработным;
• пенсионерам;
• детям и молодежи в возрасте до 19 лет;
• беременным женщинам и матерям детей в возрасте до 3 лет;
• родителям трех и более детей младше 19 лет, если один из них не достиг 8-летнего возраста;
• студентам и учащимся (с ограничениями по возрасту) и т.д.
(См. подробнее www.haigekassa.ee/kindlustatule)
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх