У тех, кто хотел удержать власть в Древнем Риме, были причины интересоваться, каков урожай на берегах Нила и благополучно ли груженные зерном суда прибыли в порты империи.
Реплика: далеко в Египте
Население Рима выросло настолько, что местные крестьяне были уже не в состоянии прокормить этот город. И когда в морском сообщении между Египтом и Римом случались перебои, опасность народных волнений возрастала.
Римские полководцы еще могли подражать Александру Македонскому, предаваясь в Египте любовным утехам, однако простой народ требовал хлеба, да и солдаты на пустой желудок воевать не желали.
Когда Наполеон захватил Египет, там проживало около трех миллионов человек, теперь — около 80 миллионов.
Сегодня Египет уже давно не является житницей для других стран. Египет импортирует в 2,3 раза больше продуктов питания, чем экспортирует, хотя крестьян там несколько десятков миллионов человек. Их труд просто «несколько» менее эффективен, чем, скажем, в Эстонии.
Никто не может определенно сказать, в какой степени нынешнее резкое удорожание продуктов питания повлияло на возникновение беспорядков в современных мусульманских странах, однако отрицать этого никто не пытается.
Конечно, было бы приятно помечтать о том, как над пустынями и плодородными долинами повеяли ветры демократии, в чем нас пытается убедить с телеэкранов Мохамед эль-Барадей.
Однако до счастливой жизни там еще очень далеко, гораздо дальше, чем это может показаться во время пребывания на курортах Египта.