Политолог Тартуского университета Рейн Тоомла убежден, что парламент не сможет избрать президента: «Это будет невероятно, если кто-то наберет 68 голосов».
Рейн Тоомла: первый тур выборов президента не выявит
Такой исход голосования, по оценке политолога, возможен только в том случае, если один из кандидатов – Майлис Репс или Эйки Нестор – снимет свою кандидатуру в пользу другого.
Тоомла не исключает, что за каждого из вышеназванных кандидатов будет отдано меньше голосов, чем было поставлено подписей: «Подписи собирались публично, а голосование будет тайным. Кто-то может прости не прийти на выборы. К тому же мы помним, что фракции довольно критично настроены в отношении своих официальных кандидатов, единодушия там нет. Это относится и к Репс, и к Нестору. Я не уверен, что все центристы проголосуют за Репс. Не исключаю, что Нестора поддержит только часть реформистов. Напомню также, один из членов Свободной партии (Кюллики Кюбарсепп – прим.ред.) отказался дать свою подпись в поддержку Аллара Йыкса».
«В центристской фракции силы сторонников и противников Репс разделены примерно поровну,- продолжил Тоомла. – Если даже предположить, что 13 центристов проголосуют за Нестора, то он все равно не наберет требуемых 68 голосов (43+13=56 голосов – прим.ред.). Сомневаюсь, что кто-то из EKRE добавит им свои голоса. Чем меньше фракция, тем выше в ней дисциплина. Сейчас EKRE крайне заинтересована перевести выборы в Коллегию выборщиков. В первую очередь она использует это для рекламы своей партии, ведь не стоит забывать, что через год грядут местные выборы. Считаю, что члены фракции EKRE вообще голосовать не будут».
Тоомла напомнил, что неучастие в голосовании в Рийгикогу практиковалось уже не раз. 10 лет назад выборы президента не обошлись без скандала. Тогда несколько партий выдвинули своим кандидатом Эне Эргма и Тоомаса Хендрика Ильвеса, кандидатом от Центристской партии и Народного союза был Арнольд Рюйтель. Последние прекрасно понимали, что шансы Рюйтеля гораздо выше в Коллегии выборщиков, поэтому их депутаты на парламентском этапе выборов просто не стали голосовать. Коалиционным партиям тогда не хватило нескольких голосов для того, чтобы избрать президента на уровне парламента. В 2001-м году точно так же себя повела Партия реформ, которая не участвовала в выборах президента в Рийгикогу, поскольку сделала ставки на Тоомаса Сави в Коллегии выборщиков. «У нас не запрещено не участвовать в выборах. Другой вопрос – насколько это соотносится с политической культурой», - подчеркнул политолог.
На этот раз в Коллегии выборщиков заинтересованы не только депутаты EKRE, но и центристы, поскольку считается, что там у них более сильные позиции, чем в Рийгкогу, добавил Тоомла. По его оценке, избрание Нестора президентом в первом туре выглядит очень маловеротным.
Во II туре Нестора заменит Каллас, Йыкс откажется от выборов
«Не верю в какой-то прорыв ни во втором, ни в третьем туре. Разница только в том, что вместо Нестора в игру вступит Каллас. Полагаю, что Майлис Репс продолжит борьбу», - отметил Тоомла.
Во II туре всех кандидатов необходимо будет зарегистрировать заново. Все начнется по новой. Каждому кандидату снова потребуется собрать 21 подпись в свою поддержку. «Можно предположить, что если Йыкс получит всего 17-18 голосов в первом туре, то, возможно, он откажется от дальнейшего участия в выборах. Наличие подписей не гарантирует реальной поддержки», - резюмировал политолог.
В случае снятия кандидатуры Йыкса ситуация несколько оживится. «Если 21 подпись, поставленная за Йыкса, материализуется в реальную поддержку Калласа (43+21=64 голоса – прим.ред.), и при этом центристы проявят максимальное единодушие в отношении Репс, а депутаты EKRE останутся верны себе и не проголосуют вообще (в сумме у них 34 голоса на две фракции), то Калласу не хватит 1 голоса (при максимальной явке и единодушии фракций реформистов, социал-демократов, IRL и Свободной партии), - подсчитал Тоомла. - В единодушие всех фракций я особо не верю, поскольку противостояние в отношении Калласа во фракции Партии реформ, по моей оценке, даже несколько сильнее, чем в отношении Нестора. По всей видимости, выборы все равно перейдут в Коллегию выборщиков».
В III туре расклад сил не изменится
В третьем туре, по мнению Тоомла, не изменится ничего: просто отсеится один кандидат и останутся двое, набравших наибольшее количество голосов. Может случиться и так, что уже во II туре останется только два кадидата, которые и пройдут в III тур: «И эти же двое автоматически станут кандидатами от Рийгикогу в Коллегии выборщиков. Их не нужно будет заново выдвигать в Коллегии выборщиков и собирать подписи».