Глядя на предвыборные списки: «Не верю!»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: Частный архив

Предвыборная кампания вошла в самую активную фазу, и сегодня мы обратим наше внимание на предвыборные списки партий второго эшелона.

Эту группу возглавляют соцдемы. У них проблем с прохождением не предвидится. В их лозунге «Новое начало» есть двоякий смысл: новое начало для партии с молодым лидером Свеном Миксером, и новое начало для всей политики в Эстонии.

Но насколько всё это реально?

Откроем первую пятёрку и посмотрим внимательно, что она из себя представляет.

Свен Миксер. Образование – английская филология в Тарту. За пару месяцев на посту лидера уже успел отметится громким и не очень понятным выходом из столичной коалиции в знак протеста против Сависаара и якобы сомнительного финансирования центристов. При этом в период 1995-2004 сам был центристом. Стал даже политическим секретарём и в 2002-2003 году был министром обороны. Это одно из самых странных кадровых решений за всё время восстановленной государственности. Предательство своего крёстного отца в политике - достойное новоё начало! Логично было бы предположить наличие учёных степеней или иные личные достижения. Но об этом ничего нет в его парламентской биографии. Типичный странный внутрипартийный назначенец, с достоинствами известными лишь партийному лидеру.

Индрек Саар. Очень хороший… актёр и тетральный деятель. Член Рийгикогу с 2007 года. Умеет подать себя на телеэкране.

Раннар Вассильев. По образованию политолог. Бывший вице-мэр и мэр Раквере. Заслуги за пределами Ляэне-Вирумаа неизвестны.

Урве Пало. Министр народонаселения в 2007-2009. После ухода соцдемов из коалиции осела в управе Виймси заместителем по социальной и культурно-спортивной работе. За время министерской деятельности снискала репутацию человека без аллергии на русских, хотя и никаких бурных протестов после Бронзовой ночи от неё тоже не было.

Яак Аллик. Бывший министр культуры, которого многие считают одним из виновников бед русского драмтеатра. Ему уже 64 года и в последние годы в активной политике не замечен.

В главной предвыборной композиции на сайте партии есть Пеэтер Крейцберг (13.место) и Карел Рюйтли (7.место), неудачливый реформатор Народного Союза, но нет Аллика и Васильева. Неувязочка. При этом про Крейцберга известно, что он претендует на пост ректора Таллиннского университета.

И вот эта невнятная композиция из симпатичных на телеэкране политиков, но не бывших никогда на первых ролях в экономике, претендует на то, чтобы дать Эстонии новое начало.
Простой вопрос к их сторонникам: Кто в этой компании станет реализовывать новое начало в экономическом развитии?

Если почитать их программу, то про экономику, кроме благих пожеланий перестать делать бедность и дешёвую рабочую силу главным преимуществом страны больше ни-че-го…

Ничего о конкретных действиях в налоговой и инвестиционной сфере, планах по увеличению занятости, одним словом практической реализации своих внешне очень привлекательных лозунгов. Нет ощущения, что имеешь дело с реально самостоятельными политиками. Так что как говорил Станиславский: «Не верю!»

Очень удобный спарринг-партнёр для нынешней коалиция, который не будет представлять реальной конкуренции, но отнимет часть голосов у центристов среди эстонского электората. Если реформисты наберут большое количество мандатов (37-38), то можно попробовать благодаря им обойтись в новой коалиции без ИРЛ, отдав социал-демократам второстепенные министерские портфели.

Народный Союз. Потеряв больше года на эксперименты с лидерами и частично разбежавшись по другим партиям, они не очень убедительно занимаются своей агитацией. От их программы веет каким-то партхозактивом в сельском райцентре.

С их лидером Андрусом Блоком автор даже жил 2 года в соседних домах в Ракке и немного общался. Но будучи очень достойным человеком, бывшим спортсменом и крепким провинциальным хозяйственником, он всё-таки не дотягивает до роли спасителя партии и публичного политика республиканского масштаба.

Если чуда не произойдёт, то шансов у народников на прохождение почти нет. С политической точки зрения союз с левой (во всех смыслах) партией Быстрова оправдан, но обе партии на ладан дышат и есть ощущение, что это их последняя парламентская кампания.

Русская сборная Кленского. Сам Дмитрий Кириллович достоин всяческого уважения как человек стойких убеждений, но всё-таки это реликт эпохи национальных партий. А главная странность их программы в том, что она не содержит целостного видения перспектив экономического развития страны, точнее - что они реально будут делать в случае прихода к власти.

Несколько страниц благих пожеланий. Манифест правозащитной организации. Всё-таки время страдальцев и деятелей, соревнующихся за московские деньги, прошло. Нужны практики, добившиеся чего-то в реальной современной эстонской жизни, умеющие находить контакт с эстонцами, понимающие их менталитет, без узко национальной направленности разного рода. Иного не дано.

По поводу эстонской политики есть стойкое ощущение, что случайные люди – на случайных местах. О каких-то политических убеждениях говорить очень проблематично.

В период предшествующий Великой французской революции появился термин болото, которым характеризовали членов парламента, не левых и не правых взглядов, непредсказуемых при голосовании, не имеющих стойких убеждений и принципов.

У нас к нему, политическому болоту, можно отнести большую часть политиков. При этом наше болото при конкретном голосовании предсказуемо (как скажет лидер партии – так и будет), но неизвестно в какой партии окажется конкретный политик уже завтра, и кого будет считать лидером.

Зарубежную жизнь можно описать двумя словами:Египет и Wikileaks.

Уже несколько месяцев было предгрозовое ощущение в Азии и вот началось. Лицемерная политика американцев на Ближнем Востоке поддерживать коррумпированные режимы в обмен на проамериканскую политику оборачивается региональной катастрофой. Опыт Палестины их ничему не научил. Американская помощь разворовывается, местный народ нищает, антиамериканские настроения растут, и поддержка радикалов крепнет. По этому невесёлому алгоритму события происходят во многих странах уже много лет.

Про сайт Wikileaks появилась шутка: непонятно что писали журналисты во всём мире раньше, когда его не было? Скоро в вузах на профессиональных кафедрах начнут делить историю журналистики на до и после их публикаций.

Ближайшие недели должны дать много новой пищи для размышлений. Но очень сильно ощущение тупика в политике, как в Эстонии, так и в остальном мире.
 

Наверх