В среду от рук заказного убийцы погиб Николай Таранков – авторитет преступного мира Эстонии. Для меня он был всего лишь соседом Колей, пишет в Postimees журналист Гоча Белтадзе.
Рассказ соседа: кем был Николай Таранков? (1)
Соседям Таранков запомнится милым сердечным человеком, с которым никогда не возникало никаких проблем. Держался он очень скромно. Некоторые, наверное, даже не знали до сегодняшнего дня, что у них по соседству жил человек такого калибра. В свое время и мне потребовалось много времени, чтобы узнать, кто такой Таранков.
Таранков жил в доме напротив. Наши пути пересекались только на улице. Как-то раз он окинул меня сверлящим взглядом. В его глазах светилось огромное любопытство. «Кто ты такой? Что ты тут делаешь?» Все-таки не зря его звали ТАРАНковым.
Я тоже наблюдал за ним, правда, скрытно. Осталось впечатление, что местный capo di tutt'i capi (босс боссов сицилийской мафии – прим. Г. Б.) был очень предусмотрителен в своей деятельности. Например, если перед домом Таранкова стояла подозрительная машина или личность, он выходил через задний двор и направлялся к кафе Vesivärava, где его уже ждала машина с шофером.
Интересно, что только потом я узнал, что у нас есть общий друг, но тот нас так и не познакомил.
По словам близких, Таранков не дружил с алкоголем и сигаретами, также он терпеть не мог наркотиков. Глава преступного мира выделялся только своей скромностью. Он никогда не носил дорогой одежды, поскольку это для него не имело значения. Он не посещал казино. Он был семейным человеком.
Вокруг Таранкова собралась интересная компания. Кроме криминального братства он общался и с известными людьми. Такими, как, например, представитель Philip Moriss в странах Балтии Евгений «Koлесо» Колесников, строительный магнат Борис Малиновский. Его любимым местом для встреч был расположенный в Кадриорге итальянский ресторан.
Для части русскоязычного населения Таранков был безусловным лидером. Несмотря на большое влияние, держатель общака не имел никакого отношения к курируемой Кремлем политике российских соотечественников в Эстонии. Но все же он был более авторитетным, чем российский посол или какой-нибудь политик.
Тут мне вспоминается одна беседа с моим другом. «Слышал, что ты сосед Таранкова. Как у него дела?» - спросил он у меня. Я рассмеялся. «Мы не знакомы друг с другом. Поэтому ничего не могу сказать», - ответил я ему. «Как так?! Ты же его сосед?» - удивился он. Через некоторое время друг добавил: «Какая все-таки привилегия!»
Одна пожилая дама считала, что Таранков может решить все ее проблемы. Она пожаловалась мне на работу вывозящей мусор фирмы. «Придется Коле сказать. Он обязательно поможет решить проблему», - сказала он мне. Зачем крестному отцу преступного мира вообще заниматься таким малозначительным делом? У него же есть проблемы и поважнее!
Общественности Эстонии мало что известно о жизненном пути родившегося в Белоруссии Таранкова. Самая громкая сплетня гласит, что, по данным каких-то источников, он учился в минской школе КГБ. Но это не так, поскольку в его юность ее там не было. Говорили о курсах чекистов, однако для того, чтобы туда попасть, требовались рекомендации. А у Таранкова их не было.
Известно, что в Эстонию Таранков попал в 1973 году после службы в армии. Он учился в Пярнуской школе моряков, потом какое-то время работал в пионерском лагере Клоога истопником. Только в конце 80-х им заинтересовалась милиция.
Именно в том момент между различными группировками преступного мира Эстонии потихоньку началась борьба за власть и влияние. Прежде всего за то, кто получит под свой контроль львиную часть транзита и экспорта металла.
С другого берега реки Нарвы это заставило подтянуться сюда как воров в законе, так и просто бандитов-беспредельщиков. В конце концов, от этого устали местные предприниматели, которые надеялись, что кто-то положит конец распространившемуся бесконтрольному вымогательству.
Именно в это время во главе преступного мира Эстонии появилась фигура Таранкова, заслугой которого считаю то, что он удержал страну от проникновения российских воров и со временем сумел стабилизировать местное преступное сообщество.
Для кого-то этот человек мог быть замечательным Колей, но, как гласит название одного русского стихотворения, «Добро должно быть с кулаками» (1959 год, Станислав Юрьевич Куняев – прим. Г.Б.) В рядах группировки крестного отца было много громил, да и он сам занимался боксом. Если надо было, то врагов силой ставили на место.
Эффект домино начался после того, как убили местного авторитета Игоря Калинина. Он пытался общаться «по понятиям», но это не помогло. После этого убили автоматной очередью Сергея Сачука с его приемной дочерью на железнодорожном переезде. Судьбу представителя общака Ида-Вирумаа решило то, что он приехал в Таллинн требовать свою «законную» долю. Позже в Польше нашли трупы расстрелянных авторитета краснодарской группировки Михаила Горбачева и его возлюбленной. Миша контролировал часть банковского бизнеса.
Как уже отмечалось ранее, Таранков не был обычным гангстером. Ни Колю, ни его людей раньше в уголовном порядке не наказывали. На разборки он не ездил, по фене не ботал. Кроме того, Таранков, по данным из его окружения, воздерживался от посредничества в разрешении разногласий между группировками. «Сами занимайтесь своими проблемами. Я не хочу вмешиваться в ваши дела», - якобы заявлял лидер.
Тарнков был сосредоточен только на бизнесе, как своем, как и общака. Его группировка занималась только развитием и защитой. В этом случае работа должна была быть хорошо организована. Видимо, он приобрел хорошие организаторские навыки где-то на службе в советском спецназе.
Но остается загадкой, как такой малоизвестный человек встал во главе общака. Некоторые считают, что ему помогали лидеры преступного мира Латвии, такие как Иван Харитонов, с которым он был связан. При этом стоит отметить такой факт: если латвийский русскоязычный преступный мир контролирует российская ФСБ, то тут в Эстонии Тарнкову дали действовать автономно.
Что касается убийства Таранкова, то тут возможны только две версии: либо какой-нибудь заносчивый молокосос задумал заработать капитал на убийстве полубога или кто-то с ним рассчитался за какие-то старые дела. В последнее верят и многие знакомые Таранкова.
Смело можно исключить, что кто-то из конкурирующей группировки организовал на него покушение, поскольку Таранков и так уже уходил на пенсию, то есть его смерть все равно ничего не меняла – преемник, очевидно, будет из той же группировки. Кроме того, черный рынок Эстонии уже давно консолидирован.
Для Таранкова это было не первое покушение на его жизнь. В 90-е годы обстреляли его автомобиль. Он остался жив и демонстративно довольно долго ездил с пробитым пулями лобовым стеклом, чтобы продемонстрировать конкурентам твердость духа. Говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает. В этот раз получилось по-иному.
Вся жизнь Таранкова укладывается в древнеримское выражение «Sic transit Gloria mundi» – так проходит земная слава.
Гоча Белтадзе является независимым журналистом, который в 90-е годы в различных российских газетах писал на криминальные темы. Последние 14 лет он живет в Эстонии.