Руководитель пярнуской больницы и председатель правления союза больниц Урмас Суле объявил о проведении конкурса на госпоставку в лизинг рабочего автомобиля. Условия конкурса намекают на Volkswagen Passat Alltrack с целой кучей наворотов, который стоит более 46 000 евро, пишет Postimees.
Руководство больницы мечтает о фаркопе с электроприводом
Намек в условиях конкурса вполне конкретный - для примера приведены две марки автомобиля, которые участники тендера могли бы рассмотреть: Škoda Superb Combi и Volkswagen Passat Alltrack. Если кликнуть по ссылке, то откроется каталог автомобилей концерна Volkswagen.
Заявленный в условиях перечень дополнительного оснащения исключает Škoda, поскольку производитель не предполагает в модели Superb наличие электрически убираемого фаркопа. А вот для Passat Alltrack такая дополнительная функция предлагается, её стоимость - 846 евро. Фаркоп с электроприводом является скорее атрибутом автомобилей класса «люкс». Возникает вопрос, зачем члену правления в автомобиле для рабочих поездок вообще требуется устройство для подцепления прицепа, да еще и с электрическим приводом?
При ознакомлении с условиями тендера не стоит тешится надеждой, что речь идет не о Volkswagen, а, скажем, о Mercedes. Стоимость заявленного дополнительного оснащения весьма существенна и требования к авто преимущественно списаны с каталога дополнительного оснащения Volkswagen Passat Alltrack, так что у конкурентов нет особых возможностей для маневра.
Впечатляющий автомобиль
Автомобиль должен быть мощным – с двигателем не менее 160 kW. Среди требований заявлены 18 дюймовые литые диски, которые люди, понимающие толк в автомобилях, относят скорее к пижонским аксессуарам. В каталоге Alltrack они указаны в качестве дополнительного оснащения и оцениваются в 549 евро. У автомобиля должно быть устройство для предварительно прогрева и вентиляции салона с пультом дистанционного управления и таймером, таким образом салон автомобиля можно будет зимой прогреть, а летом остудить заранее.
Volkswagen в качестве дополнительного оснащения предлагает также затемненные задние огни на LED-диодах, которые автоспециалисты, консультировавшие Postimees, также относят к пижонским прибамбасам, во всяком случае, к безопасности они отношения не имеют.
Понятно, что кожаная обивка в таких случаях непременно должна быть в списке требований. Цвет краски «металлик» будет согласован отдельно, так записано в условиях тендера.
Passat Alltrack с полноприводным двигателем 162 kW и богатым набором базового оснащения стоит более 37 000 евро, с дополнительным оснащением, заявленным в условиях тендера, - более 46 000 евро. Столько стоят автомобили класса «люкс», хотя и не Mercedes класса S.
Postimees позвонил Суле и спросил, будет ли он ездит на этой машине. «Нет, это не совсем так, а что вы хотите узнать?» - спросил руководитель больницы. А для чего в больничном автомобиле, который берут в лизинг, фаркоп с электроприводом? «Я даже не помню, чтобы я возглавлял эту комиссию, но сейчас я тут… У меня сейчас немного другие вопросы и я уж точно не буду комментировать условия тендера по телефону». Но вы же их подписали? «Естественно подписал, но я не комментирую мимоходом все подписанные мною бумаги по телефону, да еще из другого города».
Когда я предложил Суле перезвонить на следующий день, он порекомендовал мне направить вопросы письменно. «Я не планировал заниматься этим вопросом сейчас. Но если вопросы поступят, то завтра я их просмотрю и займусь ими», - пообещал Суле.
Необходимость в обеспечении безопасности езды
Postimees направил конкретные вопросы, но столь же конкретных ответов не получил. Ниже приводится ответ Суле, а также включены вопросы, на которые он так и не ответил.
«Пярнуская больница относится к числу больниц, включенных в программу развития сети больниц. Мы ежедневно сотрудничаем с другими больницами, Больничной кассой, Министерством по социальным вопросам и другими учреждениями, которые находятся в различных местах Эстонии. В связи с этими задачами, члены правления больницы пользуются служебными автомобилями. У меня, как у председателя правления пярнуской больницы, в распоряжении находится Jeep Grand Cherokee 2012 года выпуска.
Сейчас пярнуская больница приобретает два транспортных средства: микроавтобус для перевозки пациентов и работников и легковой автомобиль, которым будет пользоваться член правления больницы. Поскольку по рабочим делам представители пярнуской больницы ездят очень часто, то передвигаться приходится в любое время года, в любую погоду и часто в темное время суток – следовательно, нам нужен безопасный автомобиль. При подготовке условий тендера, специалисты учли параметры ранее использовавшихся автомобилей, в том числе ранее проявлявшиеся упущения и сильные стороны.
Безусловно, я могу гораздо лучше обосновать требования к медицинскому оборудованию, чем требования к автомобилю. Кроме медицинской техники, больницы используют и много самой обычной техники, которой пользуются в обычной жизни - от стиральных машин и до автомобилей. Эта техника должна быть надежной, безопасной и, по-возможности, удобной в пользовании – из этих критериев мы и исходим при покупке техники».
Таким образом, Суле не ответил конкретно даже на вопрос о том, кто будет ездить на приобретаемом автомобиле. Кроме Суле, в пярнуской больнице есть еще два члена правления: Яан Пыллусте и Вейко Вахула. В распоряжении Суле сейчас находится Jeep Grand Cherokee 2012 года, так что пятилетний период лизинга должен подходить к концу.
В 2011 году пярнуская больница проводила тендер на приобретение в лизинг трех автомашин – видимо этот самый Jeep. В тот раз тоже хотели заполучить автомобили с хорошим оснашением. В требованиях к двум из них был съемный фаркоп, 17-дюймовые литые диски, покрытие кожей ручки рычага переключения передач и акустическая система с как минимум 8 громкоговорителями. Отдельные требования были к одной автомашине: 18-дюймовые литые диски и люк.
Один из заинтересовавшихся тендером поинтересовался, какую важную роль с точки зрения эксплуатационных качеств играет требование о наличии люка на крыше. «Насколько известно, единственной практической функцией люка на крыше является вентиляция салона, которую можно обеспечить и другими способами»,- значилось в запросе. Один из поставщиков спросил, можно ли, в отличие от требований в условиях тендера, установить пятиступенчатую автоматическую коробку передач, но ему ответили, что передач должно быть шесть.
Типичное поведение
Почему Postimees занялся частным случаем пярнуской больницы? А потому, что оформление в лизинг люксовых моделей автомобилей за счет налогоплательщиков является типичным поведением руководителей высшего и среднего звена публичного сектора.
Например, были тендеры, когда задавался даже код цвета автомобиля. В беседах между собой продавцы автомобилей подтверждают, что если при приобретении автомашин для рядовых чиновников прежде всего внимание обращают на как можно более низкую цену, то при лизинге автомобилей для руководства не экономят. Фирмы даже предпочитают в таких случаях не оспаривать результаты тендера и поднимать шум, поскольку юридически все оформлено более-менее корректно. Журналисты вскрывают такие истории сравнительно редко, поскольку для того, чтобы найти странные условия тендеров необходимо терпеливо ковыряться в бумагах.
По словам руководителя отдела госпоставок и госпомощи Минфина Кристель Месилане, указание конкретных образцов продукции при составлении условий тендера на лизинг автомобиля встречается редко. «При составлении условий на лизинг автомобиля необходимо исходить из требуемых технических характеристик, а не указания конкретных автомарок, - сказала она. – Согласно закону, указание конкретной автомарки или изделия является исключением и применяется тогда, когда нет возможности описать их иным способом. Что касается автомобилей, то, по-моему, так быть не должно».
При этом Месилане отметила, что, с другой стороны, указание образцов продукции не запрещено. «Если в качестве примера приведено конкретное изделие или торговая марка, то обязательно должно быть указана альтернатива», - пояснила она. Альтернативная продукция должна быть с аналогичными свойствами, т.е. это в требованиях пярнуского тендера учтено, так что юридически все корректно.
Месилане признала, что указание конкретного изделия дает другим участникам тендера понять, что участия их изделий в тендере не ждут. «Это некрасивая практика. Остается впечатление, что тендер адресован кому-то. Нельзя утверждать, что это так, но подозрения возникают», - считает она.
Что касается фаркопа с электроприводом, то и он вызвал у Месилане вопрос. «Понимаю, если бы речь шла об инспекторе по окружающей среде, которому необходимо куда ездить с прицепом чтобы что-нибудь проверять, но тут идет речь об автомобиле для члена правления – это нездоровая практика и оставляет впечатление, что хотят получить автомашину, соответствующую каким-то показателям», - сказал специалист по госзакупкам.
Неотвеченные вопросы
Postimees направил руководителю пярнуской больницы Урмасу Суле письменные вопросы, на которые тот так и не ответил:
Вы, как руководитель, будете ездить на легковом автомобиле, условия тендера на лизинг которого недавно объявила пярнуская больница? Если не вы, то кто?
Почему мощность двигателя должна составлять как минимум 160 kW?
Зачем требуются 18-дюймовые литые диски? Каким образом они увеличивают функциональность автомобиля?
Почему необходима камера для езды задним ходом? Неужели парковочного датчика недостаточно?
Для чего необходимо устройство предварительного обогрева и вентиляции с пультом дистанционного управления и таймером?
Зачем на автомобиле требуется фаркоп с электроприводом?
Зачем на автомобиле пярнуской больницы вообще нужен фаркоп? Для выполнения каких рабочих функций он необходим? Почему именно с электроприводом? Разве фаркоп, который убирается механически, не подходит?
Зачем автомобилю пярнуской больницы затемненные задние боковые огни и заднее стекло?
Зачем автомобилю нужны затемненные задние огни на LED-диодах? Почему именно затемненные?
Почему в автомобиле должна быть кожаная отделка?