МИД Японии опроверг в пятницу утверждения, согласно которым Токио готов подписать мирный договор с Россией на условиях передачи только двух южнокурильских островов, а не четырех, как он официально требует. «Это не соответствует действительности, - заявил ТАСС официальный представитель министерства. - Правительство Японии в соответствии со своим прежним курсом будет упорно вести переговоры, направленные на заключение мирного договора с Россией на основе решения вопроса принадлежности всех четырех островов».
Японцы опровергли слухи о своей уступчивости по вопросу Курил (2)
Ведущая японская газета «Иомиури» в пятницу сообщила, что Токио ради достижения прорыва в отношениях с Москвой якобы готов подписать мирный договор при условии получения только Шикотана и ныне необитаемой гряды мелких островков Хабомаи, которую для удобства считают одним островом. Правительство Японии, по этим данным, не будет официально отказываться от претензий на самую крупную и наиболее густо населенную часть Южных Курил - острова Кунашир и Итуруп. Предполагается добиться от России согласия на свободное посещение этих территорий японцами и их совместное экономическое освоение. На такой основе, утверждает газета, Токио надеется в конце концов добиться получения и этих островов уже после заключения мирного договора.
В 1956 году СССР подписал с Японией Совместную декларацию, которая в частности восстановила дипломатические, торговые и прочие отношения между ними после Второй мировой войны. В документе, ратифицированном законодательными органами двух стран, Советский Союз в одностороннем порядке выразил готовность передать соседу в качестве жеста доброй воли Шикотан и Хабомаи, но только после подписания мирного договора. Это предложение не было принято Японией, которая в условиях холодной войны добивалась еще и получения Кунашира и Итурупа.
Сейчас Токио официально выражает готовность подписать мирный договор при условии признания его юридического суверенитета над всеми четырьмя островами. Однако он заявляет при этом, что готов «гибко» подойти к условиям, срокам и порядку их фактической передачи.