Почти 30 лет назад Сийм Каллас тоже был кандидатом, но не для эстонских выборщиков, а для московских начальников. В одном ряду с Вайно Вяльясом, Индреком Тооме и Энном-Арно Силлари, пишет Postimees.
Дежавю 1988 года: в Сийме Калласе видели преемника Карла Вайно
Если судить по CV, то Сийм Каллас является самым компетентным кандидатом в президенты Эстонии за все времена. Но достигнуть вершины Олимпа эстонской политики ему всегда не удавалось: за исключением одного случая, когда после исторической сделки с центристами зимой 2002 года он стал на 14 месяцев премьер-министром.
Уже осенью 1994 года президент Леннарт Мери предложил кандидатуру только что вступившего в Партию реформ президента Банка Эстонии Калласа на пост премьер-министра. Зимой-весной 2014 года у него опять появился большой шанс стать премьер-министром, но из-за начавшихся интриг он сам неожиданно отказался от этой затеи.
Но свое первое поражение на пути к большой власти в Эстонии Каллас потерпел летом 1988 года, когда ЭССР еще входила в состав СССР. С другой стороны, ни у кого в Эстонии нет такого длительного стажа пребывания в резерве высшей власти.
28 лет назад в Эстонии происходила поющая революция, а Кремль (тогда еще ЦК КПСС) для успокоения народа решил сменить непопулярного первого секретаря ЦК КПЭ Карла Вайно (деда руководителя администрации президента РФ Антона Вайно - прим. автора). Первый секретарь ЦК КПЭ - это почти то же самое, что сейчас премьер-министр ЭР.
До отставки Вайно ему следовало найти преемника. Как его искали, увлекательно описывает один из лучших исследователей 1980-х годов ветеран-историк Мати Граф в своей вышедшей в 2008 году книге «Возращение Калевипоэга домой».
9 июля 1988 года руководивший тогда Таллиннским горкомом КПЭ Энн-Арно Силлари вылетел в Москву, чтобы убедить второго человека в КПСС Егора Лигачева в том, что Вайно следует сменить. К удивлению Силлари, как пишет Граф, тот «сходу согласился заменить наместника в Эстонии».
После этого Лигачев наедине с Силлари приступили к обсуждению кандидатов на пост лидера КПЭ.
«Выяснилось, что благодаря оперативной информации Лигачев сравнительно хорошо ориентировался в обстановке. Он упомянул Индрека Тооме, самого Силлари и Вяйно Вяльяса, как возможных кандидатов на пост руководителя КПЭ, но поинтересовался также тем, что думают о лидере профсоюзов Сийме Калласе, - писал Граф. – Силлари похвалил всех названных кандидатов, но отметил, что мессией, который может спасти положение, является один единственный человек – посол СССР в Никарагуа Вайно Вяльяс».
Несколько лет назад Силлари подтвердил автору статьи, что Лигачев действительно среди других кандидатов назвал Калласа и спросил мнение о нем. «Лигачев спросил мнение обо всех тогдашних высших руководителях ЭССР, а Сийм Калласс был одним из них», - рассказал Силлари.
Граф считает, что взять на заметку Калласа мог посетивший Таллинн в мае того же года секретарь ЦК КПСС, член Политбюро Николай Слюньков, который, видимо, составил справку о положении в Эстонии и ее кадровых проблемах. Граф считает, что Лигачев как раз и читал справку Слюнькова.
«В те времена существовал обычай выяснять во время таких визитов, кто имеется в резерве кадров. Не исключено, что Слюньков спрашивал это у Вайно, а Вайно сам назвал Калласа, - предполагает Граф. – Каллас тогда был очень активен. Правда, это не значит, что он был очень реальным кандидатом».
В одном, однако, Граф в своей книге ошибается – в 1988 году Калласс не был лидером профсоюзов ЭССР. Тогда 39-летний Каллас еще был заместителем главного редактора печатного органа ЦК КПЭ газеты Rahva Hääl, а широкую известность получил как соавтор программы хозрасчета Эстонии (IME) наряду с Эдгаром Сависааром, Микком Тийтма и Тийтом Маде.
Как известно, тогда Москва прислушалась к Силлари и назначила руководителем ЦК КПЭ Вяльяса. Каллас уже в следующем году стал руководителем эстонских профсоюзов, с чего собственно и началась его политическая карьера.
Два вопроса Сийму Калласу
- Как вы прокомментируете информацию о том, что в 1988 году вы были одним из кандидатов в преемники Карла Вайно?
- Даже не слышал о таком. По крайней мере, мне никто об этом не говорил. Мне кажется, что это какая-то выдумка, поскольку я не был деятелем большого калибра, на которого можно было надеется. Это, наверное, фантазия.
- Об этом пишет Мати Граф в вышедшей в 2008 году книге «Возращение Калевипоэга домой».
- Я читал эту книгу, но как-то пропустил этот факт. Во всяком случае, со мной никто на эту тему не говорил. В конце советского периода мне предложили стать председателем комиссии по ценам, которое было практически министерским местом. Но я отказался.