Около 11 часов дня у концертного зала «Эстония» понемногу собираются те, кто так или иначе собираются принять участие в президентских выборах. На входе прибывшие обмениваются репликами: «Хорошо бы все это кончилось уже сегодня». Без особой, впрочем, уверенности. Чаще всего звучат имена Сийма Калласа и Марины Кальюранд.
Стыдоба или развитая демократия: как это было (9)
Последнюю, как только она появляется, раздирают на комментарии. Она чуть более сосредоточена, чем обычно, и уже не так излучает оптимизм. Впрочем, в еще меньшей степени это можно сказать о ее принципиальном сопернике: Каллас напряжен настолько, что не может этого скрыть. Гораздо более расслабленным выглядит Аллар Йыкс: ему терять точно нечего, и он может быть уверен в тех политических силах, которые его выдвигают.
Стоящие рядом центристы отпускают шуточки по поводу предстоящего цирка, пока Майлис Репс деловито дает интервью. Ее шансы, по мнению многих, достаточно высоки, относительно второго тура определиться с выбором центристы пока не готовы. «Возможны все, кроме Хельме», - говорит Михаил Корб. Депутаты от EKRE продолжают тем временем разглагольствовать о мифической народной поддержке.
Миф разлетается вдребезги, как только объявляют первые результаты: Март Хельме терпит сокрушительное поражение, оставшись даже без тех голосов, которые были предварительно собраны в его поддержку. Неожиданно для всех в лидеры вырывается Аллар Йыкс – у него 83 голоса. Это явно больше, чем предполагалось. «Народного фаворита» Марину Кальюранд обходит не только он, но и Сийм Каллас, и Майлис Репс. Вопреки ожиданиям, дамского финала не будет. Пиарщик Янек Мягги, до того скромно таившийся за колонной концертного зала, на выходе сияет, как и все члены семейства Калласов. Сам кандидат, прошедший во второй тур, наконец, улыбается. «Какая неожиданность! – говорит выходящий с балкона американский посол. – И кто теперь знает, что будет?» «Может, вы?» - подначивают его. Присутствующие смеются.
Политологи явно воодушевлены неожиданным раскладом. Среди них есть и те, кто предрекают победу Аллару Йыксу, избрание которого сулит нечто новое в эстонской политике. Тем временем Центристская партия проводит собрание, пытаясь договориться о едином кандидате в следующем туре. Очень скоро становится известно, что единого голосования не будет: часть выборщиков приготовилась голосовать за Калласа, другая - за Йыкса, третья собралась перевести процесс обратно в Рийгикогу. Поскольку этот же вариант обещала провернуть и EKRE, шансы на скорейшее завершение процесса тают на глазах. Впору заподозрить, что в этом и состоит цель демонстративного центристского раздрая. Журналисты начинают прикидывать, кто мог бы претендовать на участие в гонке, если она вернется в парламент. Проходящий мимо Индрек Таранд немедленно изъявляет такую готовность, если поступит соответствующее предложение. В кулуарах звучат имена Юри Луйка и Яака Йыэрюйта.
Наконец, все снова собираются в зале. По рядам звучит цифра «60» - таково предположительно количество незаполненных бюллетеней. Первыми объявляют результаты Йыкса, у него 134 голоса. Надежда на то, что президента все же изберут сегодня, еще теплится, но гаснет вместе с уменьшающейся стопкой бюллетеней, поданных за Калласа. 138 голосов – и математика подсказывает, что ловить здесь больше нечего. Пока избирательная комиссия доводит процедуру до конца, присутствующие покидают зал.
Главный проигравший на этих выборах Сийм Каллас признает свое поражение и обещает больше не выставлять свою кандидатуру. Того же решения придерживается и Аллар Йыкс, вполне довольный своим результатом. Марина Кальюранд давно покинула концертный зал, не дожидаясь второго раунда и пообещав не принимать сегодня никаких решений. Наблюдатели взвешивают шансы остальных, сомневаясь в ее способности заручиться весомой поддержкой парламентариев. Пока сильнейшие сходят с дистанции, растут шансы Майлис Репс, если она вдруг решит баллотироваться опять. Спикер Рийгикогу Эйки Нестор призывает «старых» кандидатов не участвовать в дальнейшей борьбе.
«Стыдоба какая», - говорит на выходе каждый второй. «Это очень печально», - роняет американский посол. Лица выходящих коалиционных министров траурны. Кто-то интересуется, сколько раз процедура может повториться по кругу, другие считают, во сколько обошлась предвыборная кампания, третьи призывают менять избирательную систему. Историческое событие состоялось: Коллегия выборщиков не смогла избрать президента. Следующая часть Мерлезонского балета ожидается 3 октября.