Cообщи

Пациент сражается с круговой порукой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Арне Салусте благодарен врачам Ида-Таллиннской Центральной больницы, которые диагностировали камни в почках и извлекли их хирургически. Но к Пярнуской больнице у него есть претензии.
Арне Салусте благодарен врачам Ида-Таллиннской Центральной больницы, которые диагностировали камни в почках и извлекли их хирургически. Но к Пярнуской больнице у него есть претензии. Фото: Райго Паюла

В ноябре Арне Салусте после большого перерыва вновь попал в Пярнускую больницу, на этот раз с острой болью. Новое испытание настигло его тогда, когда прежнее неприятное воспоминание еще было свежо в его памяти.

«В ноябре меня положили в отделение экстренной медицины, и дежурный хирург заподозрил воспаление аппендикса, — вспоминает житель Таллинна Салусте. — Теперь они заподозрили аппендицит! Я напомнил врачу, что 14 лет назад мне вырезали аппендицит в Таллинне после того, как Пярнуская больница дважды не смогла диагностировать воспаление».

У Салусте взяли анализы и отправили на рентген, но и на сей раз пярнуские медики не смогли установить причину боли в области живота. Лечение свелось к обезболивающему уколу, и, по словам Салусте, врач посоветовал ему вернуться отдыхать на Кихну, откуда он и поступил с приступом боли.

Под действием обезболивающего Салусте поехал в Ида-Таллиннскую Центральную больницу, где его сразу направили на ультразвук и компьютерную томографию, а затем — на лазерную операцию по поводу удаления источника его бед — камней в почках.

Очередной печальный опыт общения с Пярнуской больницей так возмутил Салусте, что он тут же написал заявление на предоставление данных о состоянии его здоровья.

«Среди документов не было имени дежурного хирурга, результатов обследования и рентгеновского снимка», — сообщил он. В итоге, заплатив за срочность 50 крон, он все-таки получил рентгеновские снимки.

Диагноз не поставили
После этого Салусте обратился в Эстонское представительство пациентов (ЭПП), которое получило у Пярнуской больницы недостающие ответы. Но ознакомившись с ними, он рассердился еще больше.

«В ответе они утверждают, что задокументировали мое желание покинуть Пярнускую больницу и самостоятельно обратиться в больницу в Таллинне, — возмущается он. — Но они врут! У меня были ужасные боли, и я нуждался в лечении, а не в поездке в Таллинн на операцию!»

Глава службы обслуживания клиентов Пярнуской больницы Кюлли Рейнкубьяс заявила, что Салусте получил все касающиеся его лечения документы. По ее словам, у больницы нет причин лгать по поводу желания пациента покинуть стационар.

Почему же все-таки камни в почках не были обнаружены в Пярну? «Камни в почках могут образоваться очень быстро и способны резко перемещаться, — утверждает Рейнкубьяс. — Для постановки диагноза Салусте сделали все необходимое, он говорил с завхирургическим отделением и с главой службы качества».

Салусте не верит в объективность действующей при Минсоцдел комиссии по качеству лечения, поскольку подозревает медиков в круговой поруке. Эта комиссия из 15 человек действительно состоит преимущественно из врачей (если не считать представителя Больничной кассы. — Н.Н.), и среди них нет ни одного юриста, отстаивающего основные права пациента.

Руководитель ЭПП Пилле Ильвес заявила, что расследование жалоб людей и восстановление их доверия к справедливости оценки жалоб требуют принципиальных изменений в системе.
В конце января Представительство пациентов направило обращение вице-канцлеру Минсоцдел.

По словам Ильвес, в прошлом году представительство рассмотрело проблемы 1300 человек, из них в 60-65 случаях речь шла о подозрении на некачественное лечение.

«Эстония настолько мала, что круговая порука в медицинских кругах существует, — отмечает она. — Нет независимого надзора за здравоохранением. Пациенту снисходительно заявляют, что он может обратиться в суд».

Ильвес не скрывает, что в области надзора козам доверено сторожить капусту — врачи сами контролируют деятельность своих коллег. Документы относительно лечения и все полномочия сосредоточены в руках самих медиков.

По словам Ильвес, больница может выбирать, какие документы предоставлять пациенту, а какие — нет. Эти документы можно переделать задним числом, то есть сфальсифицировать. По словам руководителя ЭПП, случаи фальсификации уже были выявлены и доказаны.

Самые упорные пациенты умудрялись отстаивать свои права, добираясь до высших судебных инстанций. Но большая часть таких попыток оборачивается поражением и значительными судебными издержками.

Бесконечная борьба
«В Эстонии пациент будет прав лишь тогда, когда у него в животе забудут ножницы — это неопровержимая ошибка», — поясняет Ильвес. Судьи не особо разбираются в медицине, экспертами же оказываются сами врачи.

По мнению Ильвес, все должно быть наоборот: если пациент утверждает, что была допущена ошибка, врачи должны доказать, что не ошиблись.

В конце января ЭПП предложило Минсоцдел изменить систему рассмотрения жалоб пациентов. Это предложение поддержано и  решением Госсуда.

Согласно его вердикту, решение экспертной комиссии при Минсоцдел относительно качества услуг в сфере здравоохранения не может рассматриваться в качестве мнения экспертов и не является доказательством по уголовным делам.

Получивший резонанс в СМИ случай с неправильно принятыми родами также был связан с Пярнуской больницей. Пока победу в суде  одержал врач, по мнению прокурора, причинивший необратимый ущерб здоровью матери и ребенка.

Объединение пациентов только что отозвало из комиссии своего единственного представителя, т.к. комиссия оценивает только качество оказания медицинских услуг и не дает правовую оценку спору, уклоняясь от определения размеров причиненного ущерба.

Согласно предложению Эстонского представительства пациентов, надо создать комиссию с небольшим количеством членов, которая могла бы заказывать экспертизу, исходя из конкретного случая. Разумеется, в состав такой комиссии должны входить не только врачи.

Кроме того, Эстонское объединение пациентов предложило создать гарантийный фонд и обязать все больницы перечислять туда взносы. Если врач совершит ошибку, компенсация могла бы выплачиваться именно из этого фонда.

Комментарий

Иви Нормет,
вице-канцлер Министерства социальных дел

В конце января мы обсуждали вопрос о том, какие изменения нужно внести в работу нынешней комиссии и насколько они необходимы. Сейчас идет смена многих членов комиссии (5 человек из 15. — Н.Н.), и этот факт можно использовать для значительного улучшения ее работы.

Эстонское представительство пациентов внесло принципиальные предложения, и нужно время, чтобы обсудить их с заинтересованными сторонами.

Они хотят создать комиссию по образцу комиссии по трудовым спорам с целью досудебного разбирательства жалоб пациентов.

Сейчас у нас есть экспертные мнения комиссии, которые представители государства и больниц могут учитывать, но делать этого не обязаны. Предложение Представительства пациентов, несомненно, заслуживает обсуждения, и мы готовы его продолжать.

Изначально в составе нынешней комиссии были только специалисты, но мы внесли некоторые изменения. 

Ключевые слова

Наверх