Повторные выборы: шестая попытка (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рийгикогу.
Рийгикогу. Фото: Мати Хийс/ Õhtuleht

Предвыборный концерт в театре «Эстония» после небольшого перерыва продолжится в Рийгикогу. В понедельник, 3 октября, пройдут повторные выборы: политики предпримут шестую за месяц попытку избрать президента.

После того как парламентарии и выборщики отвергли всех партийных кандидатов, включая крупного политика Сийма Калласа и опытного дипломата Марину Кальюранд, публике были представлены в порядке обсуждения новые – «компромиссные» –  варианты: от интересных имен вроде Райво Варе и Юри Луйка до совершенно неизвестных, а порой и комичных.

Из недр компромисса

В итоге старейшины Рийгикогу сошлись на кандидатуре 46-летней Керсти Кальюлайд – кандидата из недр компромисса и национал-консервативной партии «Исамаалийт». В конце 90-х – начале 2000-х Кальюлайд совершила стремительный рывок от начальника отдела «Хансабанка» до экономического советника Марта Лаара. В мае 2004 года при поддержке IRL была назначена представителем Эстонии в Европейскую счетную палату, в которой продолжает работать до сих пор. Разлад внутри правящей коалиции год назад не позволил назначить на эту должность экс-министра экономики Юхана Партса. Пересменка продолжается до сих пор.

Неожиданный поворот в судьбе Кальюлайд удивил страну, а кое-кому даже напомнил игру в лотерею. После того как было объявлено, кто же стал альтернативой Калласу–Кальюранд, самой читаемой новостью на портале Postimees целые сутки оставалась статья под названием «Кто такая Керсти Кальюлайд?». Однако экс-советник Марта Лаара, представ в новом качестве, с ходу смогла найти общий язык почти со всеми парламентскими партиями. Депутаты, вдоволь наигравшись за минувший месяц в «президента», не стали придираться, осуждать и навешивать на нее ярлыки.

К среде лидеры всех фракций Рийгикогу, за исключением Консервативной народной партии (EKRE), выразили поддержку Кальюлайд. Первыми «проект старейшин» акцептовали главы фракций Союза Отечества и Республики (IRL), Свободной партии и Социал-демократической партии (СДПЭ). В сумме – это 37 голосов.

Председатель фракции IRL Прийт Сибул отметил общность взглядов с Кальюлайд, а также ряд важных качеств для будущего президента: «В лице Керсти Эстония сможет приобрести руководителя с необходимым опытом во внешней политике, обладающего видением перспектив в контексте страны и Европы». Лидер «свободников» Андрес Херкель сказал, что кандидат проявила себя эрудированным человеком. По словам главы фракции СДПЭ Андреса Анвельта, социал-демократам не пришлось принимать решение, поскольку вся фракция и так поддерживала Кальюлайд: «Мы рады, что движемся в направлении консенсусного кандидата и выходим из политического тупика».

Реформисты, немного поколебавшись, вскоре заявили, что намерены избрать президента 3 октября. «Мы единодушно готовы поддержать кандидатуру Кальюлайд. К ней возникло много вопросов, но ответы были содержательными», – отметила лидер фракции Урве Тийдус.

С учетом этих голосов Кальюлайд заручилась поддержкой 67 депутатов – при условии, что все придут на выборы и никто не изменит своего решения. Президент избирается квалифицированным большинством в 68 голосов. Спикер Рийгикогу Эйки Нестор заверил, что Кальюлайд может рассчитывать на обязательный минимум. По всей видимости, «подстраховкой» станут голоса центристов. По словам лидера фракции Кадри Симсон, центристы не захотели принимать единого решения: каждый член фракции сам решит, станет ли он поддерживать Кальюлайд.

Парламентарии обещают на этот раз действовать быстро. Повторные выборы станут для них тестом на профессионализм, поскольку ранее они не раз дали повод в этом усомниться. «Если наши политики не могут выбрать даже президента, то как они поведут себя в кризисной ситуации?» – типичный вопрос последних дней.

Керсти Кальюлайд оказалась компромиссным кандидатом для большинства фракций. Но сможет ли она стать президентом для всей Эстонии – это большой вопрос. Как выяснилось в Коллегии выборщиков, делегаты из регионов связывают с новым президентом большие надежды.

Какими качествами должен обладать будущий президент?

 Елена Коршунова, выборщик из Силламяэ, председатель горсобрания:

– Президент должен представлять не отдельные группы населения, а всю страну во всем ее многообразии. Он должен уметь говорить на понятном языке со всеми жителями, в том числе с русскоязычным большинством некоторых регионов. Если президент сможет понять, что люди имеют право на разные взгляды и убеждения, в том числе на собственное отношение к тем или иным событиям и датам, то мы будем рады такому президенту. Быть народным президентом непросто, ему придется проявить немалую выдержку. Президент должен уметь понять каждого и общаться с теми людьми, которые ему не всегда симпатичны.

Хели Адамович, выборщик из Нарвы, директор двух детских садов: 

– Хочется надеяться, что нового президента будет волновать то, как живут эстоноземельцы. Будущий глава государства должен приложить усилия к тому, чтобы жизнь людей была достойной, чтобы уехавшие захотели вернуться, чтобы старикам был почет, чтобы дети получали все необходимое для развития, чтобы в Эстонии было больше молодых семей.

Галина Попова, выборщик из Маарду, воспитатель детского сада:

– Представители разных регионов ждут от будущего президента понимания проблем жителей страны. Лидер государства должен хорошо подходить под критерии народного президента. Я голосовала за того кандидата, который всегда находит время пообщаться с народом и понимает проблемы, которые волнуют людей.

Не надо печалиться

Получив преобладающую поддержку фракций, Кальюлайд заявила, что намерена при первой возможности выехать за пределы Таллинна: «Я убедила депутатов Рийгикогу, теперь моя задача — убедить и весь народ Эстонии». А для начала кандидат в президенты посоветовала всем желающим ознакомиться в Интернете с тремя патриотическими статьями, написанными ею в этом году.

Русскоязычной общине имя нового кандидата вообще не знакомо. Правда, в последнее время эту фамилию часто слышат в одном их столичных районов: старейшина Пыхья-Таллинна Раймонд Кальюлайд, в шутку называющий себя «мэром Копли», – единокровный брат будущего президента Эстонии. Деятельный центрист и бывшая «отечественница» – брат и сестра по отцу.

Любопытно, что старейшины Рийгикогу в качестве наиболее вероятных компромиссных кандидатов на пост президента с самого начала называли имена, так или иначе имеющие отношение к IRL (или ее политическим предшественникам). Как отметила руководитель русской редакции Postimees Олеся Лагашина, экс-посол в России и США Юри Луйк когда-то был министром без портфеля в правительстве Марта Лаара, Керсти Кальюлайд – бывший член Исамаалийта: «Из этого пока можно сделать только неутешительные выводы: крупнейшие партии окончательно погрязли в склоках и нуждаются в реформах, а в качестве президента всех устроит самый незаметный персонаж».

Ясно лишь то, что новому президенту легко не придется. «Наше общество сегодня крайне разобщено, каждая партия тянет одеяло на себя, а политики за 25 лет научились мастерски врать», – подчеркнул крупный предприниматель Тийт Вяхи, комментируя отсутствие результатов на выборах. Вяхи выразил надежду, что президентом станет достойный человек, который не является ставленником узкого круга приближенных правительства. Бывший премьер отметил именно Керсти Кальюлайд в числе компромиссных кандидатов, которые бы подошли на пост президента.

Известный банкир Индрек Нейвельт посоветовал другой вариант – призвать в президенты какого-нибудь Рюрика из-за границы: «Думаю, что это неплохая мысль. Если даже Сийм Каллас нашим политикам не подошел, то людей такого масштаба в Эстонии больше нет. Пусть ищут за границей!» 

Реформист Игорь Грязин настойчиво повторил, что Эстонии президент не нужен: «Посоветовать кого-то на ненужную должность достаточно сложно». На вопрос о том, что в компромиссном списке изначально было мало имен, более или менее знакомых русскоязычному избирателю, депутат ответил прямо: «Что поделать! Будем честны, русскоязычный избиратель в данном деле не имеет большого значения и веса. Но не стоит печалиться, потому что президент вообще-то не нужен не только русским, но и эстонцам».

Парламентарий отметил и позитивный момент: полуфинал выборов позволил отсеять политических выскочек, захотевших в президенты, и открыл возможность для избрания аполитичного президента. Грязин надеется, что эти выборы будут последними в истории Эстонии: «Президента нужно выбрать, чтобы инициировать изменения к Конституции и отменить этот институт».

Комментарии (3)
Copy
Наверх