Эстонии нужен доступный всем и каждому регистр с именами преступников, отличившихся на почве домашнего насилия, считает журналист Pärnu Postimees Тоомас Рандло.
Эстонский журналист: обнародуем имена мужчин, избивающих женщин! Начнем прямо с этой статьи!
Условный срок за жестокое избиение сожительницы – подобное наказание кажется досадно мягким. Но именно о таких наказаниях мы чаще всего читаем в газетных статьях, которые в подробностях описывают ужасающее насилие в отношении близких людей. Естественно, каждый такой случай – особый, но, может, стоит дополнить наказание одной деталью и стыдить драчунов открыто?
В воскресенье Pärnu Postimees написал о том, как 27-летний Яан, в течение двух лет неоднократно избивавший свою сожительницу, в порядке согласительного производства получил полтора года тюрьмы условно. Иначе говоря, мужчина не отправится за решетку, если во время испытательного срока не совершит нового преступления.
Если взглянуть на статистику, окажется, что каждое десятое преступление в ЭР связано с насилием в семье, а в девяти случаях из десяти пострадавшая – женщина. Более того, с каждым годом число таких преступлений растет, и вовсе не потому, что люди чаще набираются храбрости и обращаются в полицию. На самом деле связанных с насилием преступлений совершается явно больше, но, увы, совершаются они за закрытыми дверьми.
Чтобы осознать, насколько серьезна эта проблема, не нужно даже изучать собираемую Министерством юстиции статистику по преступности. Достаточно посмотреть на полицейские сводки, в которых отмечаются вызовы полиции и их причины. Несколько примеров только за последние дни:
«7 октября поступило сообщение о том, что в Тойла на улице Ранна 27-летний мужчина избил свою 28-летнюю сожительницу»;
«8 октября поступило сообщение о том, что в Ласнамяэ в квартире на улице Паэкааре 28-летний мужчина избил свою жену того же возраста и нанес ущерб ее здоровью»;
«9 октября поступило сообщение о том, что в квартире на улице Уус-Малева муж избил сковородкой свою 42-летнюю жену. Полиция задержала 43-летнего мужчину в качестве подозреваемого»;
«9 октября поступило сообщение о том, что в Кохтла-Ярве в квартире на улице Уус 41-летний муж избил свою 55-летнюю жену».
Конечно, это лишь часть случаев, на которые реагирует полиция, однако подобные описания встречаются в сводках почти каждый день. Разумеется, кто-то скажет, что конкретные обстоятельства нам неизвестны. Но я считаю, что если речь не идет о необходимой обороне, оправдывать насилие нельзя.
Что делать? Думаю, что условные наказания большинство преступников не страшат – и не могут предотвратить новые преступления. Когда кому-то всего лишь грозят пальчиком, это не работает. Более эффективным наказанием было бы обнародование имени преступника в доступном всем и каждому регистре – примерно так же какое-то время назад поступали с неплательщиками алиментов.
В такой регистр можно было бы вносить имена осужденных лиц, которые в течение длительного срока неоднократно совершали насильственные действия над близкими. «Длительным сроком» можно считать, например, полгода и дольше. Кому-то может показаться, будто я думаю, что единичные случаи неважны, однако не будем забывать: речь о наказании, дополняющем судебный приговор.
Запись в регистре могла бы состоять из имени преступника, его личного кода и номера его дела. Для того, чтобы внести имя в регистр, нужно было бы получить согласие потерпевшего или потерпевшей – в каких-то случаях обнародование имени преступника может негативно сказаться и на жертве.
И последнее: записи в регистре могли бы делаться на пять лет. По крайней мере раз в год нужно было бы проверять, не сменил ли преступник свое имя. Если сменил, следует обновить данные и добавить к ним соответствующее примечание.
Начать предлагаю прямо сейчас: на оговоренных выше условиях я сообщаю имя драчуна, который стал героем воскресной статьи Pärnu Postimees. Свою сожительницу, мать одного ребенка, на протяжении двух лет неоднократно избивал 27-летний Яан Акерманн. Если кому-то нужны подробности, отсылаю всех к делу за номером 1-16-7277/9.