«Политикам надо учиться у деятелей искусства разных стран, которые очень тянутся друг к другу. Это нечто высокое, прекрасное и божественное, что объединяет людей, несмотря на всяческие самолюбивые игры наших государей», - заявил Константин Райкин в интервью Rus.Postimees.
Константин Райкин: власть не прогнет культуру под себя (21)
Знаменитый российский актер и режиссер, художественный руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин, много лет не приезжавший в Эстонию, благодаря фестивалю «Золотая маска» добрался до Таллинна. В пятницу он выйдет на сцену в спектакле «Человек из ресторана» в главной роли. Сегодня московский гость ответил на вопросы Postimees.
- Гендиректор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина в интервью нашему изданию отметила, что против культур санкций не может быть. И, действительно, творческие связи крепнут, несмотря на то, что отношения между Эстонией и Россией не складываются. Чего не хватает в наших отношениях?
- Мне кажется, что власть во все времена пытается прогнуть культуру под себя, под свои интересы, и делает вид, что она – главный носитель духовности. Это ложная позиция. Власть должна идти за культурой и искусством, потому что главным носителем духовности является церковь, культура и искусство. Если власть следует за тенденциями искусства, тогда это умная и правильная власть. Политикам надо учиться у деятелей искусства разных стран, которые очень сильно тянутся друг к другу. Это нечто высокое, прекрасное и божественное, что объединяет людей, несмотря на всяческие самолюбивые игры наших государей.
- Вы очень давно не были в Таллинне. Отчего же?
Это от Таллинна зависит больше, чем от меня. Я всегда с радостью, особенно сейчас, когда мы вынуждены гастролировать: «Сатирикон» находится в состоянии ремонта и мы работаем не на своей площадке. В данном случае все совпало, и нам очень приятно, что мы, наконец, в Эстонии. Хотелось бы бывать в Таллинне чаще.
- Что вас связывает с нашим городом? Какие эмоции он вызывает?
- Очень важным этапом в моей жизни, хотя и очень давно, была главная роль в спектакле «Монумент» по книге Энна Ветемаа. В то время это было немыслимо, запредельно остро, почти непозволительно для времен советской власти.
Мой отец, который занимался сатирой и сам претендовал на максимальную остроту, сказал мне как-то после спектакля: «Я не понимаю, что я делаю и зачем ломаю копья, когда вы выходите на сцену и говорите гораздо более острые вещи». Эта роль была важным этапом в моей рабочей биографии, тогда я еще работал в «Современнике». Мы привозили этот спектакль сюда и играли в партнерстве с Зиновием Гердтом.
Именно этот спектакль ассоциируется у меня с Эстонией. И дело не только в Таллинне. Мы приезжали с родителями отдыхать в Пярну, где впоследствии жил Давид Самойлов. Я, как человек серьезно занимающийся поэзией, не могу об этом не помнить.