Вчера на портале Rus.Postimees было опубликовано мнение Михаила Лотмана (IRL), в котором, в частности, говорилось о том, что договор между Центристской партией и "Единой Россией" угрожает стабильности Эстонии. Что собой представляет договор на сегодняшний день и какова его функция – эти и другие вопросы мы задали центристу Владимиру Вельману.
Вельман: центристы не намерены расторгать договор с "Единой Россией"
- В каком виде сейчас существует договор о сотрудничестве Центристской партии с Единой Россией?
- Этот договор был всегда чисто техническим протоколом о намерениях. И в принципе, дальше расширен не был. Так что говорить о том, что он влияет на политику Центристской партии, можно только в том плане, что мы не исключаем вероятности, что при определенных политических изменениях договор может стать документом, который можно будет вынуть и с которым можно будет работать. Сейчас это чисто договор о намерениях - и не более того. Он нас ни к чему не обязывает, просто оставляет возможность для переговоров в будущем.
- Какие политические изменения должны произойти, чтобы Центристская партия воспользовалась этим договором?
- Мы не исключаем того, что отношения с Россией будут нормализованы. Мы показываем, что держим дверь открытой для дальнейших переговоров.
- В чем суть договора, о чем конкретно центристы договорились с Единой Россией?
- Там нет никаких тонкостей. Мы просто декларируем, что две партии готовы к сотрудничеству, и не более того. Там нет никаких тайных протоколов и каких-либо вещей, которые бы угрожали безопасности Эстонской Республики. Это чисто технический документ, поэтому он и называется "договор о намерениях".
- Вы стояли у истоков заключения договора. Когда и при каких обстоятельствах он был заключен и кто был его инициатором?
- Это длится уже больше десяти лет, точно. Когда мы были в Москве, когда Россия фактически только что появилась на политической сцене, мы искали там потенциальных политических партнеров. Этих партнеров искал весь мир - договоры о сотрудничестве с "Единой Россией" есть у политических партий многих стран. Так что, когда проходили съезды "Единой России", на них были представители десятков стран, которые тоже заключили соответствующие договоры. Тогда у нас были поиски таких партнеров в России, сотрудничая с которыми, мы могли бы иметь реальные экономические и культурные связи. И я сам в свое время ездил, был на съездах «Яблока», "Союза правых сил". Я был членом правления Центристской партии и докладывал, как я вижу развитие политического ландшафта в России. Мы поняли, что заключать договоры с маргинальными партиями - достаточно бессмысленно. И когда появилась "Единая Россия", мы пообщались с ними и пришли к мнению, что это та политическая сила, с которой в перспективе можно будет наладить межпартийные контакты.
- Имеет ли договор какой-то срок?
- Нет, он не имеет срока. Его даже нельзя называть договором – это протокол о сотрудничестве. Точнее, протокол о намерениях.
- Вы говорили, что сейчас это документ чисто технический, тогда почему партия не может его расторгнуть? Ведь тем самым можно было бы привлечь к себе и многих эстонских избирателей...
- Не нужно думать, что в эстонском обществе все смотрят на Россию как на источник какого-то зла. Многие эстонцы, например, сельские жители, ждут, когда санкции будут ликвидированы и они смогут продавать свои товары на российском рынке. Не надо говорить, что это какой-то пророссийский договор. Он совершенно не пророссийский, а очень эстоноцентричный. И демонстративно отказываться от него только ради политических игрищ, потому что кому-то хочется, чтобы центристы плюнули в сторону России – не дождетесь.
- То есть договор в ближайшее время останется в силе и центристы расторгать его не намерены?
- Еще раз говорю, это не договор, а протокол о намерениях. Насколько мне известно, вероятное будущее руководство партии не намерено от него отказываться. Я думаю, что эстонское общество понимает, что в исторической перспективе мы все равно заинтересованы в контактах с Россией, поскольку без этих контактов наша политика весьма однобока.