«Хутор Эрма посещали высокопоставленные политики со всего мира, поэтому я не возьмусь проводить разницу между обычным и политическим туризмом», - подчеркнул в интервью Rus.Postimees председатель правления фонда EAS Ханно Томберг, добавив, что решение о востребовании денег и наказнии виновных будет принято по итогам двух аудитов.
Глава EAS: на хуторе Эрма занимались политическим туризмом, точку в скандале поставит аудит (1)
Портал Rus.Postimees получил эксклюзивное право задать несколько вопросов руководителю фонда EAS Ханно Томбергу на тему скандала, разразившегося вокруг хутора Эрма, собственником которого является бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Напомним, что EAS распределяет предусмотренные на равитие предпринимательства деньги. Средства поступают из разных источников, включая европейские фонды.
- Как стало возможным, что на протяжении многих лет президент Ильвес получал из фонда EAS деньги, практически не возвращая их и не представляя отчета?
- Общая стоимость проекта превысила 380 тысяч евро. Половину из этой суммы президент и принадлежащая ему фирма Ermamaa нашли сами. Оставшуюся половину покрыли за счет пособия EAS, которое Тоомас Хендрик Ильвес получил в 2006 году. Он стал президентом лишь спустя полгода после того, как в фонде было принято решение о выделении средств. Во время пребывания на посту президента туристический хутор не мог быть открыт для всех желающих. Проект был приостановлен. Когда президент заступил на второй срок, срок действия проекта был продлен до 2016 года. К тому времени все другие проекты, получившие финансирование в тот же период, были уже завершены.
Неделю назад президент официально подтвердил, что не намерен превращать хутор Эрма в туристическое предприятие. После этого EAS принял решение о том, что Тоомасу Хендрику Ильвесу необходимо вернуть в фонд 10% от ранее выданной суммы. Размер этой доли был установлен еще в 2012 году.
- Почему никто не обратил внимание на то, что туристы хутор не посещали?
- Профессор Марью Лауристин уже отметила в СМИ, что в данном случае речь идет о политическом туризме. Хутор Эрма посещали высокопоставленные политики со всего мира. Поэтому я не возьмусь проводить разницу между обычным и политическим туризмом.
- Каковы ваши дальнейшие шаги: будут ли деньги востребованы обратно?
- Посмотрим на результаты аудита. На данный момент проводится сразу две проверки: один аудит организовал министр финансов, другой – совет EAS.
- Проводятся ли сейчас проверки в отношении других получателей пособий? Могли ли среди них оказаться люди из числа министров, их друзей и знакомых?
- Мы проводили проверку по всем пособиям, которые выдавались на развитие туристической инфраструктуры в данный период. В то время EAS принял 48 позитивных решений. Из всех проектов только четыре были забракованы: получателям средств пришлось вернуть деньги полностью либо частично. Например, кому-то пришлось выплатить в фонд 20% полученных средств. Никаких исключений ни для кого не делалось. Во всех четырех случаях были установлены нарушения правил. Президент Ильвес никаких требований не нарушал.
- Решение о выдаче денег на развитие хутора Эрма принималось еще до того, как вы возглавили фонд. Тем не менее, готово ли руководство EAS взять на себя ответственность, если аудит выявит нарушения в случае с президентским пособием?
Давайте ознакомимся с выводами аудита. Решение будет принято по итогам проверок.