Лукас: путинский пропагандист защищает вторжение в Венгрию (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: Liis Treimann

​Путинский пропагандист защищает вторжение в Венгрию в 1956 году. Что дальше?

Произошедшее 60 лет назад Венгерское восстание и его подавление в результате советского вторжения являются одним из важнейших событий в послевоенной европейской истории. Оно уничтожило репутацию СССР в глазах значительной части левых идеалистов. Оно обозначило существенный провал западной политики — у нас, занятых англо-французской военной авантюрой в Суэце, не было никакого желания поддержать восстание или попытаться помешать советскому вмешательству. Это событие также породило значительный поток беженцев на Запад, которые были приняты с похвальным гостеприимством.

За преступлением, как обычно, последовала ложь, заключавшаяся преимущественно в том, что восстали не патриоты и демократы, а фашисты. Венгры отказались от нее, как только это стало возможно, — я помню визит на могилу казненного главы восстания Имре Надя вскоре после его перезахоронения в 1989 году после десятилетий, проведенных в безымянной могиле (я также помню встречу с очаровательным молодым венгерским политиком, обладателем безупречно либеральных взглядов; его звали Виктор Орбан, но это совсем другая история).

В 40-ю годовщину восстания, в 1996 году, не было ни малейшего сомнения в том, что Россия разделяет взгляды венгров. Борис Ельцин был в Кремле, Россия проявляла мало интереса к своему империалистическому прошлому. В 2006 году, в 50-ю годовщину, Владимир Путин даже выступил с осторожным извинением.

С тех пор ситуация изменилась. Главный пропагандист России Дмитрий Киселев в главной воскресной новостной передаче страны «Вести недели» использовал советские пропагандистские мотивы в стиле, который не звучал уже несколько десятилетий. Венгерское восстание, заявил он, было, возможно, первым примером «цветной революции» — использованием народной власти при потворстве разведки враждебного иностранного государства для создания хаоса и проведения смены режима.

Это, разумеется, неправда. Если следовать логике господина Киселева, то первой цветной революцией было Кронштадтское восстание против большевиков в 1921 году. Из событий послевоенного периода восстание в Восточном Берлине в 1953 году было бы гораздо лучшим претендентом, чем произошедшие три года спустя венгерские события.

Но важнее всего то, что кремлевская пропаганда провела четкую связь между советской тоталитарной эпохой и современной Россией. То, что на самом деле думали или чувствовали порабощенные советской властью народы, вообще не учитывается. Если они оказывали сопротивление, то это тут же объясняется играми Западных властей.

Это совершенно неудивительно, если учесть мрачные тенденции российской историографии за последние годы. А что дальше? 2018 год обязательно даст повод оправдать возглавленное СССР вторжение в Чехословакию. Тогда и Пражскую весну 1968 года можно будет объявить не расцветом идеалистических попыток реформировать коммунизм, но направленным на экспансию заговором НАТО.

За этим последует шанс отметить пакт Молотова-Риббентропа 1939 года как похвально прагматичный тактический шаг, совершенный в то время, когда западные страны точно так же были готовы заключать соглашения с Гитлером. Готовьтесь к торжествам 17 сентября 2019 года, посвященным предупреждающему советскому вторжению в Польшу.

Еще тревожнее видеть готовность распространить эту логику на внутреннюю политику. Еще не поздно отпраздновать 80-летие начавшегося в 1936 году Большого террора. К тому же суровые времена требуют суровых мер. Таким образом, можно оправдать и ГУЛАГ: почему бы не посылать западных шпионов и провокаторов трудиться на благо страны?

Не стоит также забывать, что 19 декабря исполняется 110 лет со дня рождения Леонида Брежнева. Это не дряхлый объект насмешек, но источник великой мудрости и стабильности в беспокойном мире. По мере того, как продлевается присутствие господина Путина в Кремле, и это уже не кажется смешным.

Наверх