Государство за ту же работу платит меньше, если жить не в Таллинне

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: graafika: Alari Paluots

Одна и та же работа госслужащего в Харьюмаа и Таллинне может оцениваться на 16% выше, чем в Вильянди и Тарту, следует из «табеля о рангах» госцентра опорных услуг, находящегося в введении Минфина.

Если бухгалтер, начисляющий зарплаты, работая в таллиннской конторе, может получать до 1399 евро в месяц, то в тартуской или вильяндиской конторе он заработает не более 1186. Максимальная зарплата в Вильянди лишь немногим выше, чем минимальная зарплата на той же должности, но в Таллинне. То есть бухгалтер в Вильянди и Тарту “стоит” на 16% меньше, чем его таллиннский коллега.

“Госучреждения не обязаны платить в разных регионах за одну и ту же работу одинаковую зарплау”, - прокомментировала разницу в зарплатах по регионам советник Минфина Рийна Маат.

И она, и глава госцентра опорных услуг Тармо Леппоя пояснили существующую разницу желанием госучреждений не провоцировать рост зарплат в регионах с низкими зарплатами. “Если мы будем платить работникам за пределами Таллинна более высокую зарплату, соответствующую столичной, мы повлияем на рынок труда в Тарту и Вильянди и ухудшим конкурентоспособность предприятий частного сектора в регионе», - пояснил Леппоя. Действительно ли вильяндиский или тартуский бухгалтер хуже уже только потому, что не живет в столице и не работает в центральной конторе Таллинна?

В то же время Маат признала, что сложнее всего найти равновесие между уровнем зарплат в регионе и справедливым распределением зарплат внутри учреждения. Из 142 работников госцентра опорных услуг 93 относятся к высшей зарплатной категории и работают в Таллинне, с более низкой зарплатой вынуждены смириться 33 работника в Тарту и 16 в Вильянди.

Разница в зарплате по стране – 15%

Изучавшая зарплаты госслужащих за 2015 год  аналитик исследовательской фирмы Fontes Ирья Раэ констатировала, что разница в зарплатах между Таллинном -Харьюмаа и остальной Эстонией существует не только в этой области. «Она составляет 15%», - прокомментировала Раэ.

По ее словам, подойти к разнице зарплат по региональному принципу можно двояко. “Человеку и государству в долгосрочной перспективе было бы полезно, чтобы за ту же работу независимо от региона платили одинаковую зарплату, чтобы жизнь сохранялась во всех уголках Эстонии”, - пояснила она.

В то же время Раэ отметила, что большинство организаций не приветствуют такой подход. “Это хорошо и правильно, но так же хорошо и правильно при назначении зарплаты учитывать ситуацию на рынке труда в регионе, местный уровень зарплат и т.д.”, - сказала она.

“Это делается в очень многих организациях в Эстонии и за рубежом. Зарплата – местная величина, а организация определяет, что для нее означает “местная” – относится это ко всей Эстонии или к Йыгевамаа”, - привела пример Раэ.

В последние годы некоторые политики, по крайней мере на словах, высказывали пожелания, чтобы госучреждения находились не только в Таллинне, Харьюмаа или Тарту. Тем более, что развитие инфотхенологий делают удаленную работу все более распространенной. Госцентр опорных услуг – один из примеров тому.

Советник Минфина Маат указал на то, что в зависимости от вида работы и нехватки рабочей силы в некоторых регионах некоторым специалистам платят более высокую зарплату, чем в целом по региону. “В спецслужбах на некоторых должностях введена дополнительная региональная плата, чтобы можно было нанимать работников соответствующей квалификации”, - заметил Маат, приведя в пример Ида-Вирумаа.

Некоторые чиновники, с которыми Postimees обсуждал тему региональной разницы в зарплатах, констатировали, что в поисках подходящего места для проживания с детьми можно было бы уехать из Таллинна на другой конец Эстонии и работать удаленно. Но разница в зарплате,  которая в данном случае даже официально утверждена, не мотивирует их переезжать. Можно указать и на то, что при удаленной работе сотрудника начальство не может объективно оценить его работу, и заслуженной премии и повышения придется ждать дольше.

Закон не запрещает разницу в зарплатах

По словам уполномоченного по равноправию Лийзы Пакоста, в связи с подобной разницей зарплат к ней обращались работники и частного сектора, и госучреждений. В Эстонии разница в зависимости от региона может составлять сотни евро, в зависимости от средней зарплаты в конкретном уезде.

Например, во втором квартале этого года средняя зарплата по Эстонии составляла 1163 евро, однако в Таллинне она была равна 1308 евро, а в Вильяндимаа – всего 1022. Работодатели пристально следят за этими цифрами. Если бухгалтер получает в Вильянди 1078 в месяц, то его зарплата на целых 50 евро выше средней по региону. В то же время в Таллинне работник на той же должности с тем же объемом работы может получать в среднем 1278 евро, что ниже среднего оклада по региону. Т.е. меньшая зарплата в Вильянди как бы выше таллиннской зарплаты?

Указав на конституцию и конкретные законы, касающиеся равноправия, Пакоста была вынуждена признать, что право на получение равной зарплаты независимо от географического местонахождения не входит в число основных прав человека.

По словам эстонского уполномоченного по равноправию, региональная разница в зарплатах остается проблемой не только в Европе, но и во всем мире, и ее решения не существует. Упрощенно говоря, тыквенный суп в Лондоне стоит 12 евро, в Таллинне – 6, в Тарту – 3, а в Валга – 1,5 евро, и повара при этом не получают одинаковую зарплату. По словам аналитика Fontes Раэ, если говорить о таких областях, как разработка программного обеспечения, руководство проектами, дизайн, разработка продукта, аналитика и другие области, в которых высококлассные специалисты могут работать удаленно, в общем случае нет разницы, где физически в Эстонии находится человек. “В случае квалифицированной рабочей силы разница тоже меньше, поскольку конкуренция существует не с таллиннскими специалистами, а со специалистами из Финляндии, Швеции и других стран”, - пояснила Раэ.

Она добавила, что разница в зарплатах существует прежде всего на тех рабочих местах, которые специально создаются вдали от центра с целью экономии зарплатного фонда. Другое дело, можно ли и нужно ли рассматривать направление региональной политики, в рамках которой учреждения переводят из столицы в уезды,  как возможную экономию средств.

“Человек не должен страдать из-за того, что он живет и работает в Выру или Валга”, - убеждена Пакоста. По ее мнению, в такой маленькой стране, как Эстония, должна существовать общественная договоренность относительно географической разницы зарплат, как то сделано, например, с учительской.

Пакоста считает, что с государственной точки зрения, было бы целесообразнее, если бы, как в случае с некоторыми специалистами Ида-Вирумаа, географическая удаленность от столицы означала бы для большинства работников более высокую зарплату. “Особенно, если переезд людей в долгосрочной перспективе выгоден для государства”, - сказала Пакоста.

Наверх