Николай Караев: люкс от Бени (10)

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Николай Караев.
Николай Караев. Фото: архив автора

Во время состоявшегося на прошлой неделе визита в Вильнюс Кальюлайд в интервью литовскому Delfi, отвечая на вопрос, каким ей видится геополитическое положение Эстонии и Литвы, сказала: «Мне всегда нравилось использовать выражение “северный Бенилюкс”. Под северным Бенилюксом я бы понимала все страны вокруг Балтийского моря, даже шире - сегодняшние страны Европы, у которых близкие взгляды на рыночную экономику, глобальное развитие, оборону и безопасность».

Когда я слышу такие рассуждения, вспоминается, так уж получилось, та же Литва. Как-то раз мы ездили по этой стране с пожилым гидом, который питал к сравнению исторической родины с прекрасной чужбиной такую же страсть, как наши власти, поименовывающие Эстонию то новой Скандинавией, то вот северным Бенилюксом. В каком-нибудь городке вроде Паланги (точнее я не помню, увы) гид заявлял веско: «Это литовский Париж!» Край местных лугов и озер он удостоил титула «литовская Швейцария». Дюны в Ниде стали, конечно, «литовской Сахарой».

От таких сравнений демонстрируемая местность выглядела исключительно жалко и убого. Так бывает всегда, когда, если перефразировать классика, на клетку с мышью вешают табличку «слон». Нет, случается, что ярлык оправдан: Дрезден не зря назвали Флоренцией на Эльбе (это и ныне прекрасный город, а до ужасной бомбардировки 1945 года он был, судя по фотографиям, просто чудом), Берлин - Афинами на Шпрее, Амстердам и Петербург - Северной Венецией. Но вот пляж на Куршской косе на Сахару никак не тянет. И Эстония на Бенилюкс, то бишь Бельгию, Нидерланды, Люксембург - тоже.

Уж не знаю, каким боком мы Бенилюкс геополитически, а вот экономически это оценить просто. Немного сухой статистики: ВВП стран Бенилюкса в 2013 году составлял на душу населения 48,3 тысячи долларов. У нас ВВП в 2016 году составит, по оценкам, чуть меньше 30 тысяч долларов. Что важнее, еще дальше мы от трех счастливых европейских стран, если посмотреть на зарплаты: в Бельгии, скажем, средняя зарплата почти в три раза больше, чем у нас. Совсем весело с пенсиями: по свидетельству экспертов банка BNP Paribas Fortis, еще в далеком 2005 году средняя государственная (!) пенсия в Бельгии составляла 1000 евро в месяц. (Эксперт добавляет: «Это одна из самых низких базовых пенсий в Европе»; посмеемся вместе!)

Есть латинское выражение «ex oriente lux», «свет с Востока», означающее, что мудрость пришла в Европу из восточных стран. Великий сатирик Станислав Ежи Лец в свое время его дополнил: «Ex oriente lux, ex occidente luxus» - «С Востока свет, с Запада роскошь». К Эстонии этот афоризм и не применишь: на Востоке мы видим только тьму, будь то «восточный сосед» или «восточные мигранты», а Запад для нас по большому счету - неисчерпаемый источник слоганов. Войдем в пятерку богатейших стран Европы! Мы - северный Бенилюкс! У нас общие ценности! Общие подходы! Общие взгляды на рыночную экономику!..

Только вот зарплаты и пенсии у нас почему-то разные, и не просто, а ну очень разные. Понятно, что лично для Кальюлайд Бенилюкс, особенно Люксембург, где она работала так долго, - нечто близкое и понятное по всем статьям. Да и в зарплате она, перебравшись в Эстонию, потеряла несильно.

Но почему глава государства не понимает, что для 99 процентов жителей фраза «северный Бенилюкс» звучит как изощренное издевательство?

Был такой советский анекдот про коммунизм. В брежневские времена поехал старик из деревни в Москву и спрашивает: «Когда ж построят коммунизм?» Ему говорят: «Видишь, у Кремля “чайки” стоят? “Чайка” Брежнева, “чайка” Косыгина. Вот когда между ними будет твоя “чайка” стоять, тогда и будет коммунизм». Возвращается старик в деревню, старуха его спрашивает: «Ну? Когда построят-то?» - «Гляди, старуха. Вот твои лапти, вот мои лапти. Когда между ними будут лапти Брежнева стоять - тогда и будет коммунизм».

В обозримом будущем Прибалтика сможет стать северным Бенилюксом, только если Европу поразит жесточайший экономический кризис - и Бенилюкс вдруг обнищает до нашего уровня. Ну или когда мы разовьемся до такой степени, что люксембуржцы станут гордо именовать свою страну южной Эстонией. А пока, извините, коммунизм не построен, бросаться «люксовыми» сравнениями все-таки не стоит.

Комментарии (10)
Copy
Наверх