Страдания EAS продлятся еще несколько недель (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Пресс-конференция по результатам аудита. На фото в центре председатель совета EAS Эрик Мёлдер, слева - министр предпринимательства Лийса Овийр, справа - председатель правления фонда Ханно Томберг.
Пресс-конференция по результатам аудита. На фото в центре председатель совета EAS Эрик Мёлдер, слева - министр предпринимательства Лийса Овийр, справа - председатель правления фонда Ханно Томберг. Фото: Tairo Lutter / Postimees

Министр предпринимательства Лийса Овийр призывает Фонд развития предпринимательства (EAS) взять на себя ответственность за историю с Ermamaa и перестать показывать друг на друга пальцами. Совет не торопится, а собирается заказать третий аудит.

Среда, обеденное время. За несколько часов до выхода к камерам, совет EAS проводит совещание. На месте Эрки Мёлдер, Анне Суллинг, Вильяр Луби, Кайа Сарнет, Анто Лийват и Тоомас Талтс. Отсутствует только Дэйвид О´Брок.

Этим шестерым нужно решить, что делать в свете результатов двух проведенных аудитов, которые разнесли в пух и прах деятельность EAS в 2012 году, когда тот назначил требуемую к возврату сумму для OÜ Ermamaa: всего лишь публично извиниться или покинуть правление фонда.

Напряжение растет, время идет. Когда представляющая общее собрание министр предпринимательства Лийса Овийр получает слово, она возмущена и не скрывает этого. В течение нескольких недель имеющие отношения к этому делу люди ведут себя перед СМИ, как школьники: показывают друг на друга пальцами и отказываются отвечать на вопросы. Однако два последних аудита решительно осуждают решение правления EAS от 2012 года, а также способ, которым действующее правление утвердило его в нынешнем году.

Овийр знает, что в августе руководитель фонда Ханно Томберг дважды приходил к ней для разговора о долговом требовании к Ermamaa. В первый раз министр пыталась выяснить у Томберга, почему требуют вернуть всего 10 процентов от суммы, а, во второй - почему нужно претворять решение в жизнь в такой спешке. Томберг тогда утверждал, что величину суммы уже нельзя изменить. После этого решение по неизвестным причинам было принято за 24 часа, несмотря на то, что аудиторы советовали поступить иначе.

Настроение у Овийр очень плохое. Теперь же над Эстонией насмехаются в иностранной прессе, кроме того нанесен удар по доверию народа к фонду и по репутации президента Тоомаса Хендрика Ильвеса.

«Речь идет о президенте, и мы не может поставить главу государство в ситуацию, при которой ему придется судиться с EAS!» - парирует министр на заседании совета, когда разговор заходит о запасном плане (можно провести новое производство и потребовать от Ильвеса вернуть 90 процентов дотации).

Как юрист, Овийр прекрасно знает, что поскольку долговое требование уже было предъявлено и Ильвес его оплатил, представив новое требование, EAS вероятнее всего проиграет суд. Работники юридического отдела EAS только кивают.

«Лийса, ты хочешь чьей-то крови, но если ты хочешь крови Томберга, то ему придется отвечать за чужие ошибки, а это несправедливо», - говорит Анне Суллинг. В совете у нее есть еще несколько сторонников.

Когда Овийр и Томберг выходят из помещения, совет принимает решение: ошибки EAS признать, но увольнения Томберга не требовать. Нет доказательств других грехов, кроме того, что решения принимались слишком быстро.

Еще один аудит

Вчера председатель совета EAS Эрки Мёлдер сказал Postimees, что теперь будет заказан юридический аудит. Цель его - выяснить, поставило ли руководство EAS своим решением об утверждении деятельности фонда в 2012 году вверенную ему организацию в еще более скверное с правовой точки зрения положение, чем оно было раньше.

Если аудит это установит, совет соберется снова и решит, какую ответственность должно нести нынешнее правление. Анализ, по словам Мёлдера, займет одну-две недели: «Я не вижу причины, по которой мы должны принимать в спешке еще одно решение».

Забавно то, что никто до сих пор даже не приблизился к действительно важным вопросам. Что же происходило до принятия решений 2012 года? Использовал ли кто-то служебное положение? Куда делась документация?

Мёльдер говорит, что ни он, ни совет не встречались с прежним руководством EAS (Марией Алайыэ, Кристьяном Китвелем, Юлари Аламетсом), чтобы спросить, почему же в 2012 году было принято такое решение. Документация не сохранилась. Мёльдер не понимает, почему кто-то должен выяснять, что произошло тогда, поскольку аудит не усмотрел в этом ничего криминального.

Министр предпринимательства Лийса Овийр не помнит разговоров о том, что либо никто не должен нести ответственности, либо EAS должен понести ответственность коллективную.

«Да, в 2012 году руководство EAS приняло противоправное решение, но в 2016 году у фонда была возможность его исправить, потребовав у OÜ Ermamaa больших выплат. EAS не воспользовался этой возможностью, даже больше, чем возможностью - обязанностью», - сказала Овийр Postimees.

По ее словам, сегодняшнее руководство фонда дало жесткую оценку деятельности правления в 2012 году, но незаметно, чтобы правление и совет пытались взять на себя ответственность за решение, принятое в нынешнем году.

«Для восстановления доверия со стороны клиентов фонда и народа Эстонии, я жду признания совершенных ошибок и того, то фонд возьмет на себя ответственность за свои промахи», - отметила Овийр.

Наверх