По словам председателя специальной комиссии Артура Тальвика, в своем выступлении министр предпринимательства заявила, что в случае с OÜ Ermamaa Фонд содействия развитию предпринимательства (EAS) принимал необоснованные решения. Выявить причины этих решений невозможно.
И возникает вопрос, не является ли принятое в 2012 году условное решение EAS относительно OÜ Ermamaa решением в пользу клиента, мотивированным его статусом. «В данном случае возникает принципиальный вопрос о равноправии. Президент в любом случае имеет исключительные привилегии, но EAS тем не менее должен рассматривать его как равного среди других ходатайствующих».
По оценке председателя, сложилась досадная ситуация, в которую оказались замешанными как предыдущее, так и нынешнее руководства EAS. «Сегодня речь идет не о президенте Тоомасе Хендрике Ильвесе, а о системе, которая принимает такие решения. Если бы вопросу взыскания уделили больше внимания, мы не столкнулись бы сейчас с такой ситуацией», – говорит Тальвик.
По словам заместителя председателя специальной комиссии Райво Аэга, сегодня мы находимся в ситуации, в которой денежный ущерб как государству, так и институту президента и EAS нанесен в значительно меньшей степени, чем ущерб репутации. «Здесь дело не в конкретном человеке, а в президенте Эстонии как в институте».
По словам Аэга, ущерб репутации нанесли предыдущее и нынешнее руководства EAS и их необдуманные решения. «На сегодняшний день мы должны требовать ответов от нынешнего руководства EAS», – сказал Аэг. По словам заместителя председателя, сложно найти решение, которое было бы корректным с юридической точки зрения, и, в то же время, вернуло бы народу веру в справедливость. Но теперь придется над этим работать.