Григорий Сенькив: честный разговор со старшим братом о пропаганде (1)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Autori arhiiv

В октябре на северо-востоке Эстонии прошли занятия международной осенней школы Resilience League 2016 для практиков и экспертов по противодействию враждебному гибридному и информационно-психологическому влиянию. Об идеях школы рассказывает эксперт по информационной безопасности Григорий Сенькив.

Центральной темой мероприятия была защита и демистификация пропаганды. Приехавшие из Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Польши, России и Белоруссии делились своим опытом и знаниями по оказанию эффективного отпора агрессивным информационно-психологическим атакам.

Несмотря на мирный характер мероприятия, нашлись те, кто стал возмущенно протестовать обучению информационно-психологической самообороне.

Буквально с первых дней начала работы школы возмущенное, хорошо организованное онлайн-сообщество стало координированно и целенаправленно атаковать школу в виртуальном пространстве вообще и в социальных сетях в частности. Тиражируя и распространяя через пособников заведомо ложную информацию и порождая злобную агрессию, атакующие старались в глазах непонимающих людей представить организаторов и участников в образе врагов и предателей.

Правда, похоже на сценарий голливудского фильма о том, как в одной из стран Балтии разворачивается битва за умы и сердца людей? Но внезапно зазвонил смартфон - и фантастический сценарий шагнул из виртуального пространства в реальную жизнь. Это был Старший брат, который, как и остальные, случайно прочел одну из тиражируемых в интернете версий обвинения.

Позвонил старший брат...

Старший брат: Привет! Только что прочитал в интернете новость, что вы организуете какую-то натовскую школу по ускоренной подготовке политруков - против русских в самой России и за ее пределами. Что у вас там за ерунда творится?

Младший брат: Привет, брат! Я рад, что ты сразу решил позвонил мне, а не стал верить всему, что появляется в интернете. Давай я отвечу на все твои вопросы по порядку, как есть, и мы вместе попробуем отделить правду от лжи. Для начала ответим на вопросы «что?», «где?» и «когда?». И вспомним древнеримскую мудрость: ищи, кому выгодно!

Так вот: в Нарва-Йыэсуу собрались русскоязычные эксперты по противодействию, самообороне и отражению враждебных гибридных и информационно-психологических влияний. Ты же понимаешь разницу между самообороной и атаками! Наши коллеги из Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Польши, России и Белоруссии делились опытом и знаниями из своей профессиональной сферы. Естественно, общим языком общения был русский язык. Добавлю, что мы в своей стране делаем правильные дела, которые помогут нам защитить ее, сделать ее безопаснее.

Старший брат (не выдерживает и перебивает): Подожди, что же получается? Русскоязычные из разных стран собрались на «антироссийское» мероприятие и обсуждали на русском языке противодействие враждебной пропаганде? А против кого защищаться-то?

Младший брат: Стоп! Ты перемешал все вместе. Давай котлеты будут отдельно, а мухи отдельно. Да, мы все - русскоязычные, будь то русскоязычные эстонцы, русскоязычные латыши, русскоязычные литовцы и так далее. Но то, что мы говорим по-русски, не дает никому право делать вывод, что мы разделяем ценности страны, где языком этнического большинства является русский. Важно знать, что у нас есть представители, титулующие себя «лидерами мнения русского населения» и стремящиеся повесить на каждого русскоязычного ярлык «соотечественник».

Пойми, у России нет и не может монополии на русский язык. Это мнение разделяет с каждым днем все больше людей. Говорить по-русски не значит быть соотечественником россиян. В Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне и Бельгии говорят на немецком языке, его носителями во всем мире являются более ста миллионов человек, но жители этих стран не называют себя немцами - они австрийцы, швейцарцы, бельгийцы... На испанском языке говорят более полумиллиарда человек во всем мире, это государственный язык во множестве стран - Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Мексика, Венесуэла... И жители этих стран не называют себя испанцами. Абсолютно аналогичная ситуация с русскоязычными жителями стран Балтии, Белоруссии, Украинф.

Старший брат: Так, ладно, с языком разобрались. А про атаки-то что?

Младший брат: Так ведь у нас на любого русскоязычного, который не разделяет ценности и политику нынешней России и открыто говорит, что он - свободный граждани Европы, в виртуальном пространстве скоординировано набрасывается группировка онлайн-активистов и в стиле карательных отрядов проводит психологическую атаку. Они жестко подавляют инакомыслие по средневековому рецепту, истребляют любой порыв сбросить кандалы, сказать: «Хватит нам диктовать, хватит за нас говорить, хватит нас считать за бездумное стадо!» Эти виртуальные отряды инквизиторов не гнушаются ничем: они публично унижают тебя, высмеивают твою внешность, оскорбляют друзей, фабрикуют абсолютную ложь и еще навешивают ярлык «пособника фашистов».

При этом «фашистами» карательные онлайн-отряды именуют людей по принципу «кто не с нами, тот против нас». Их логика проста и примитивна, если ты русский, значит, должен поддерживать Россию безоговорочно и во всем, а если не поддерживаешь Россию, значит, ты «фашист».

Старший брат: Значит, они занимаются пропагандой?

Младший брат: Не совсем. Понимаешь, пропаганда - открытое распространение информации, он существует и в виде правдивых и достоверных фактов, аргументов, взглядов, мнений, и в виде слухов, полуправды, целенаправленно сфабрикованной лжи.

А вот то, чем они занимаются - это манипуляция общественным мнением или, как говорят еще, «манипуляция массовым сознанием». Манипуляция, в отличие от пропаганды, осуществляется скрытно, ее задача - контроль поведения через изменение и формирование мнений, взглядов, ценностей и направлено на психические структуры человека.

Старший брат: И как конкретно они это делают?

Младший брат: Мы только что говорили об излюбленной забаве карательных онлайн-отрядов инквизиторов - развешивать ярлык «фашист» и привлекть все большее число людей к порицанию и массовому осуждению кого-либо. Данная атака призвана воздействовать на один из первобытных страхов человека - отторжение от общества. В давние времена одним из самых суровых наказаний было изгнание провинившегося из племени или города, причем изгнанного прохожие забрасывали камнями. В наше время эта форма наказания перенеслась в виртуальное пространство. Тем не менее, страх быть отвергнутым жив в каждом человеке. Манипулируя группами онлайн-атакующих, предводители карателей стремятся к подавлению публичного высказывания отличных мнений и пресечению инакомыслия.

Старший брат: Но почему они всем навешивают именно ярлык «фашист»?

Младший брат: Циничная манипуляция, игра на страхе войны. Живы свидетельства жестокости и преступлений нацистов против человечества. Слово «фашист» означает абсолютное проявление человеконенавистничества. Сегодня жители свободной Европы ценят, уважают и чтят всех, кто воевал в войсках СССР, США, Великобритании и других стран, кто остановил распространение фашистской идеологии. Навешивание ярлыка «фашист» включает страх перед неоправданной жестокостью. Но цель одна – заклеймить и очернить, а главное – побудить людей сплотиться, чтобы остановить «врага», несущего смерть большим группам людей.

Есть те, кто по незнанию участвует в массовом онлайн-судилище, но есть и те, кто осмысленно занимаются навешиванием ярлыков и накручиванием страха войны. Конечно, в данном случае одной истории мало, поэтому раскручивается страшилка про угрожающее расширение НАТО и провокации в виде «бряцанья оружием» у границ России. Если говорить об искаженном мировоззрении прокремлевских активистов, все натовское у них – антироссийское. Они искусственно рисуют образ врага, который так необходим, чтобы прикрыть попытку контроля общества в РФ. У нас они поляризуют наше же население: внутри страны целенаправленно взращиваются антинатовские настроения и отсутствие понимания того, что мы и есть НАТО.

Старший брат: Знаешь, к своему стыду признаю, что вообще ничего знаю о НАТО. А скажи честно, зачем тебе все это надо? Ну, постоянно быть под ударом прокремлевских агрессивно настроенных карательных онлайн-отрядов, про которые ты говорил?

Младший брат: А помнишь цитату из фильма «Брат 2», где играл Сергей Бодров-младший: «В чем сила, брат? Сила в правде! У кого правда, тот и сильнее!». Удачи и до встречи!

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх