Павел Иванов: как истерия делает историю (2)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Павел Иванов.
Павел Иванов. Фото: Sander Ilvest / Postimees

Обозреватель Павел Иванов – о событиях бурной недели.

Средства массовой информации уже судачат о возможных кандидатах в новые министры. Некоторые даже запугивают население: центристы ни в коем случае не должны получить портфели министров юстиции, внутренних дел, иностранных дел и обороны. Странно, подумал я, почему в этом списке нет министра образования. Ведь это самая большая страшилка для остальных. Однако в ходе переговоров между партнерами по создаваемой коалиции обнаружились страшилки и пострашнее.

Истерическая важность одного документа

Да, вы все правильно поняли. Документ этот – как паучок Ананси: их вроде бояться надо, а они какие-то бессмысленные. Зовется документ протоколом о сотрудничестве между Центристской партией и партией «Единая Россия». В нынешней истории с формированием коалиции между IRL, соцдемами и центристами эта бумага носит действительно истерический и исторический характер.

IRLовцы требуют расторгнуть этот договор. Новый лидер центристов Юри Ратас в свою очередь говорит о том, что никакой работы по протоколу не ведется и документ можно считать замороженым. Соцдемы и Свободная партия с юмором отметили, что реформисты стали сами похожи на партию власти «Единая Россия». Российская партия считает разрыв отношений с центристами неуместным политическим жестом, но и катастофы в этом тоже не видит. Давайте сделаем так: покажите протоколы мероприятий, проведенных в рамках этого документа. Тогда и станет ясным, было ли сотрудничество или нет.

Ратас до сих пор не сказал четко, что с такого-то дня документ утратил силу. Почему? Да потому что русскоязычный электорат может это воспринять по-своему, что скажется на результатах местных выборов через год. Русские и так уже ошарашены оттого, что лидер Центристской партии - не Сависаар, что центристы пойдут в союз с IRL, что новый лидер подтвердил верность нынешнему внешнеполитическому курсу Эстонии, что Трамп с Путиным подружиться может... Действительно - истерика. Кто в ней первым замолчит, вот в чем вопрос.

Ответ на него будет носить исторический характер. Потому как любая сторона должна будет другой уступить: одни отказываются, другие признают. На прошлой неделе я уже писал, что современная эстонская политика не готова к такого рода компромиссам. А тут еще не отрицается возможность привлечения EKRE к создаваемому правительству. Истерика продолжится, историю вспять не повернуть.

Историческая важность новой дружбы

Любопытная картина может получиться и с другой священной коровой обоих сторон исторического сотрудничества. Юри Ратас во многих интервью уже сказал, что готов и дальше бороться за интересы русскоязычных жителей, и назвал проблему образования на родном языке одной из главных. Он даже дал понять, что надо пересмотреть отношение к нескольким русским гимназиям в плане языка преподавания.

Представим себе ситуацию, когда министром образования является член новой коалалиции. К примеру IRLовец. К нему обращается вице-мэр Таллинна, ценрист, с просьбой разрешить двум гимназиям продолжить обучение на русском языке. Министр от IRL, исходя из принципов своей партии, обязан этого не допустить. В то же время IRLовцы и центристы - партнеры в правительстве. Опять дилемма: кто кому уступит? Нет, эту ситуацию и вообразить сложно. Не говоря о ситуации, когда вице-мэр и министр вообще однопартийцы.

Впрочем, мы все-таки умеем находить выход из шоковых ситуаций. Спустя сутки после победы Дональда Трампа на выборах в США эстонская внешнеполитическая риторика c обезбашенной перешла на более спокойную. Примером тому служат редакционные статьи эстонских газет с заголовками типа «Трамп? Почему бы и нет». А лидер EKRE Март Хельме заявил, что победа Трампа является гарантом ненападения Путина на Эстонию. Так что, возможно, и русские CМИ запестрят вскоре заголовками типа «Ратас, Цахкна и Хельме? Почему бы и нет».

Случай из жизни: медицина нам не поможет

Человеку стало очень плохо. После многочасового осмотра в отделении экстренной медицины пациентку просят взять у семейного врача направления на ряд дополнительных обследований. Для этого надо позвонить семейному. Телефонная консультация врача проходит раз в неделю с 9 до 10 утра, то есть один час. Пациентка как сумашедшая пытается дозвониться. Безрезультатно. Дозванивается до регистратуры и просит врача с ней связаться - плохо человеку. В регистратуре ей говорят, что надо звонить врачу. Пациентка говорит, что она это и делала, но не дозвонилась. Регистратура заявляет, что час телефонной консультации завершен. Пациент спрашивает, когда врач сможет ее принять. В регистратуре говорят, что согласно графику, но пока графика нет. На вопрос пациента, а когда он будет, регистратура отвечает, что, может быть, к концу следующей недели. На вопрос пациента, а на каком основании семейный врач людей принимает, ответа на последовало. Слава богу, врач все же перезвонил сам.

Можно было обратиться к платному врачу. В этом случае тот же врач принял бы вас уже утром следующего дня.

Я понимаю, эта история не исключительна и не оригинальна. Но с учетом того, что пациент только что вышел из экстренной медицины, слушать возмушения по поводу социального налога и обязательной медицинской помощи при наличии Больничной кассы, в которой дыра в 30 миллионов, было дико.

Комментарии (2)
Copy
Наверх