Бывшие центристы не скрывают, что скандальный протокол о сотрудничестве с путинской “Единой Россией” был подписан в 2004 году с одной единственной целью: чтобы помочь Центристской партии собрать русские голоса и получить власть. Поначалу даже надеялись, что между партиями действительно возникнет какое-то сотрудничество.
Договор с “Единой Россией” как магнит для русских голосов
2003-й год. Центристской партией управляет сильный тандем: на авансцене Эдгар Сависаар, за кулисами – бывший министр внутренних дел с железной хваткой Айн Сеппик.
Центристская партия на мартовских выборах в Рийгикогу завоевывает победу, однако не попадает в коалицию, которую формирует Res Publica. Сависаар разочарован – он проигрывает уже в который раз. Ясно, что электорат распределился между партиями, но, чтобы новые избиратели пришли голосовать, необходимо решительно обратить взор на эстонских русских.
“Мы были в Москве, когда Россия вновь восходила на мировой политический небосклон. Мы искали там потенциальных политических партнеров”, - вспоминал действующий член Рийгикогу Владимир Вельман. Хотя центристы побывали и на съезде “Яблока”, и на съезде СПС, вскоре они поняли, что заключать договор о сотрудничестве с маргинальными партиями нет смысла. На съезде “Единой России” центристы видели, как представители партий из некоторых других стран подписывали такие же договоры.
Айну Сеппику, который хорошо говорил по-русски и был у русских на хорошем счету, было ясно, что возможность необходимо использовать. У Сеппика были тогда на руках карты получше, чем у Сависаара, тогда еще мало известного русским избирателям.
В 2002 году Сеппик в качестве министра внутренних дел разрешил церковный конфликт, сдав 18 церквей в аренду за 1 крону Православной церкви Московского патриархата. Возможность развивать на этой почве теплые отношения с “Единой Россией” была многообещающей.
В правлении Центристской партии не было единодушия – многие выступали за соглашение, но были и противники. Рискованное предприятие, считали некоторые. Но тогда мир был другим: Россия не представляла военной опасности ни для Эстонии, ни для мира.
Разговоры о том, что договор был заключен без ведома Сависаара, не отвечают действительности. “Сависаар утратил доверие партии лишь в последние годы, а тогда ни один договор или решение не появлялись за его спиной. Конечно, он знал об этом и на собрании правления во главе стола голосовал за это соглашение”, - сказал Сеппик.
Деталей подписания договора двенадцатилетней давности Сеппик, по его словам, не помнит. Однако для заключения договора была весьма практическая причина: поскольку эстонский электорат к 2004 году был раздроблен, надо было что-то придумать, чтобы Центристская партия смогла стать крупнейшей народной партией. Надо было привлечь русских избирателей, надо было выиграть выборы.
Но сначала следовало продумать принципы. Например, члены ядра ЦП пришли между собой к соглашению, что ни в коем случае не поедут подписывать договор в Москву, это будет сделано в Таллинне, в Национальной библиотеке. Пытались продумать каждое слово, заземлить риски, чтобы не взять на себя лишних обязательств.
Были и жаркие споры. Лагерь Сеппика хотел подписать договор уже в 2004 году, в то время как оставшийся в меньшинстве Эдгар Сависаар предпочитал подождать и с помпой обнародовать договор за месяц до местных выборов 2005 года. Сависаар остался в меньшинстве.
Для заключения договора из Москвы прибыли руководитель по внешним сношениям “Единой России” Валерий Гусев и первый зампредседателя фракции ЕР в Госдуме, бывший журналист Валерий Богомолов. “Прекрасные люди”, - вспоминает Сеппик.
Исамалийтчики метали гром и молнии. Когда делегация “Единой России” во главе с Гусевым и Богомоловым 11 декабря 2004 года прибыла в Таллинн подписывать протокол, перед зданием библиотеки пикетировали около двадцати исамалийтчиков.
На иронию они не поскупились. Один из транспарантов в руках пикетчика выражал его обеспокоенность Путиным: “Сделка малоопытного российского политика с искушенным и скандальным руководителем эстонской партии повредит развитию молодой российской демократии».
Первым свою подпись под договором о сотрудничестве поставил тогдашний член правления ЦП Айн Сеппик, второй – Майлис Репс как член правления и секретарь по внешним сношениям.
Сеппик до сих пор убежден, что договор достиг своей цели: “Я считаю, это было удачно, это было очень практичное решение, и через год мы вошли в правительство, где в течение двух лет очень хорошо работали вместе с Партией реформ. В политическом смысле этот договор был заключен правильно”.
Точности ради напомним, что в апреле 2005 года Центристская партия действительно прошла в правительство в составе так называемой “чесночной коалиции”, но экстренно – после отставки правительства Юхана Партса.
Однако в плане улова голосов Сеппик совершенно прав. На местных выборах 2005 года Центристская партия набрала 126 449 голосов, т.е. 25,48%. По сравнению со 125 709 голосами, набранными на парламентских выборах 2003 года, в 2007 году ЦП получила 143 518, т.е. 26,1% от всех голосов. С того времени Эдгар Сависаар лично получал на выборах очень много голосов.
В 2004 году после подписания договора Майлис Репс заявила, что будут сформированы комиссии по разным сферам деятельности, в которые войдут представители обеих партий, ученые и предприниматели. Также партии собирались проводить семинары, конференции и круглые столы, где обсуждались бы отношения Эстонии и России. За почти 11 лет, прошедших с момента подписания договора, не была сформирована ни одна комиссия и не был проведен ни один семинар. Правда, в рамках этого соглашения с культурным визитом в Москве однажды побывала Майлис Репс и неоднократно бывал Эдгар Сависаар, который после выхода Сеппика из партии стал основным связным.
Сразу после подписания договора Центристская партия подверглась в Эстонии критике. На то были причины, поскольку представители “Единой России” в 2004 году выступили с заявлением, согласно которому СССР захватил Эстонию, не нарушая международного права.
В 2005 году Репс успокоила общественность в передаче телерадиовещания “Tegelikkuse KesKus”, что, если Россия не будет соблюдать договор, Центристская партия от него откажется.
“Если Россия не будет держаться в рамках – например, перестанет опираться на взаимоуважение, - мы просто больше не будем следовать этому протоколу. У него не будет никаких последствий, - была уверена Репс. - Да, абсолютно точно, мы откажемся от него”.
До “бронзовой ночи” оставалось три, до войны с Грузией - четыре года. Несмотря на попытки некоторых центристов прекратить его, договор о сотрудничестве действует до сих пор.
Договор о сотрудничестве с”Единой Россией”
- Украина: Партия регионов (свергнутый глава государства Виктор Янукович)
- Казахстан: Луч света Отечества (глава государства Нурсултан Назарбаев)
- Армения: Республиканская партия Армении
- Таджикистан: Народно-демократическая партия Таджикистана (глава государства Эмомали Рахмон)
- Азербайджан: Новый Азербайджан (президент Ильхам Алиев)
- Южная Осетия: Единство
- Сербия: Прогрессивная партия
- Латвия: Центр согласия
- Эстония: Центристская партия
- Кыргызстан: Достоинство
- Грузия: За справедливую Грузию (президент Зураб Ногаидели)
- Монголия: Национальная партия
- Молдова: Социалистическая партия
- Черногория: Демократическая национальная партия
- Черногория: Социалистическая национальная партия