Сависааровцы протаскивают в правительство Свободную партию (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Переговоры о создании новой коалиции.
Переговоры о создании новой коалиции. Фото: Mihkel Maripuu

Вчера утром на встрече парламентской фракции Центристской партии ситуация обострилась до предела. Десять депутатов, поведение которых заставляет нервничать нового лидера партии Юри Ратаса, выступили с неудобными для него требованиями: мы хотим поговорить, информации нет, почему мы должны просто клясться в своей верности?

Тревога Ратаса по поводу количества голосов в собственной партии обоснованна, иначе о привлечении в правительство четвертого участника не стали бы и думать. Если изначально была договоренность разделить министерские портфели на троих, -  так, чтобы каждой партии досталось по пять постов - то теперь центристам может достаться всего три министерства.

При таком раскладе в игру может вступить Свободная партия, которая на уровне правления уже приняла решение, что будет в коалиции или в оппозиции, но промежуточный вариант, при котором партия не входит в правительство, но помогает ему во время голосования по некоторым предложениям, даже не рассматривается.

Сегодня до обеда три лидера партий - Юри Ратас, Евгений Осиновский и Маргус Цахкна – обещали побеседовать с фракцией Свободной партии. Привлечение этой партии в правящий союз принесло бы облегчение IRL, которой в таком случае не придется в одиночку биться против договора с «Единой Россией».

Один-два портфеля

И хотя все участники переговоров говорят, что до распределения министерских портфелей и других солидных должностей еще не добрались, Свободная партия была бы заинтересована в получение одного-двух портфелей, и - почему бы нет - должности вице-спикера Рийгикогу. На пост министра внутренних дел предлагают беспартийного Артура Тальвика.

«Честное слово, этого никто не обсуждал. Конкретного разговора, кто кем мог бы стать, не было, - заверил Тальвик. – Надеюсь, что обжоры не набросятся на перевернутое корыто. Так политику не делают, это не должно быть первичным. По правде говоря, на самом деле количество министров можно было бы и сократить, несмотря на такую большую коалицию. Это не самый лучший сигнал для общества».

Как ему нравится содержание возможного договора? «Я не особо в курсе, о чем они договорились. Если в субботу нам скажут, мол, приходите и вы, получите место министра, это не будет честной игрой. Мы тоже хотим внести свою лепту в договор», - сказал Тальвик.

Но Юри Ратас все же пытается найти общий язык со сторонниками Эдгара Сависаара. Как мы сказали в начале, последние считают, что с ними не разговаривают. Особенно болезненные высказывания из фракции прозвучали от Оудекки Лоне и от Пеэтера Эрнитса, и то, что Ратас их голосов может не получить, уже учитывается.

«Отдельный лагерь явно существует, но, к сожалению, об этом мы между собой не говорили. Момент быстрого создания коалиции - не самое правильное время говорить о лагерях, - признал депутат Рийгикогу Эрнитс. -  Никто из нас десятерых, придерживающихся такого мнения, не утверждал, что не будет голосовать за Ратаса, но не хотелось бы и покупать кота в мешке. Если в прошлом правительстве была одна крупная собака и два пуделя, то в создаваемом правительстве оба пуделя превращаются в двух крупных собак. Это неправильно».

Конец IRL?

Социал-демократы исключили правящий союз с Консервативной народной партией Эстонии (EKRE), которая с радостью смотрит на передел власти. «Все партии начали терять свои позиции, а наши границы на местах», - сказал представитель EKRE в Рийгикогу Яак Мадисон и предсказал, что тройственный союз, конечно, родится, под вопросом пока только привлечение Свободной партии.

«Вопреки фанатам левого правительства, мы уверены, что право-консервативное правительство лучше повело бы Эстонию вперед: сейчас нужно остановить процесс заключения эстоно-российского пограничного договора, положить под сукно Закон о совместном проживании, заняться развитием предпринимательства и экономической среды, не брать кредитов на текущие расходы», - перечислил Мадисон.

По его оценке, больше не вопрос, закончит ли IRL свое существование, вопрос – когда он его закончит: «IRL загнан в угол, они должны смириться с договором с «Единой Россией» и они готовы на все, чтобы удержаться в правительстве. А есть ведь еще знание того, что несколько лет назад соцдемы слились с Русской партией Эстонии, и спонсорская помощь от Олега Осиновского, имеющего бизнес с Россией... С Россией невозможно делать бизнес без того, чтобы не нравиться правительству и не оказывать ему определенные услуги».

В целом переговоры о формировании правительства проходят по тому принципу, что власть придется делить на четверых, и на это есть крепкий аргумент: 17 лет находившаяся у власти Партия реформ должна некоторое время побыть в оппозиции и дать возможность другим партиям.

Ведущий политик Партии реформ Кристен Михал признал, что его партия с грустью слушает реплики нового правящего союза: «Серьезную озабоченность вызывает тормозящий предпринимательство налоговый план и заявления по этому поводу. Желание левого правительства поднять в ближайшие годы подоходный налог - это наказание людям за их трудолюбие и предприимчивость». Михал указал на то, что эксперты признавали нашу налоговую систему одной из лучших среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). 

Комментарии (1)
Copy
Наверх