Cообщи

Чиновники спасают репутацию Эстонии (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ханнес Хансо в США.
Ханнес Хансо в США. Фото: Peeter Tali / kaitseministeerium

В то время как вся Эстония обсуждает налоговые изменения, чиновники министерств иностранных дел и обороны борются с начавшими распространяться в некоторых англоязычных СМИ слухами о том, что в нашей стране к власти пришло прокремлевское правительство. 

По данным Postimees, именно это стало причиной, почему первой информацией от ведущих коалиционные переговоры политиков стало заверение о том, что страна останется на прежнем курсе внешней политики и политики безопасности. Именно поэтому дать объяснения в Вашингтоне был направлен министр обороны Ханнес Хансо (СДПЭ) – весьма значительный министр нынешнего правительства, чья партия входит и в следующий правящий союз.

Первое большое описание правительственного кризиса в Эстонии появилось 7 ноября в New York Times. В числе предложенных тем, тут есть и предполагаемый дебют, который принесла смена власти Центристской партии, имеющей, как напоминают читателям крупного международного издания, долгосрочные связи с путинской «Единой Россией».

Страница New York Times 8 ноября.
Страница New York Times 8 ноября. Фото: Repro

«Моя первая реакция: Путин, вероятно, прыгает от радости», - прокомментировал изданию канадец с эстонскими корнями Маркус Колга. Общавшийся раньше с Postimees только по-английски Колга назвал случившуюся смену власти и ее обстоятельства вызывающими крайнюю озабоченность.

Центристы вышли к дипломатам

В тот же день новостное агентство AFP написало, что из-за внутренних конфликтов в Эстонии разваливается прозападное правительство: «В понедельник в Эстонии распался правящий союз трех партий, когда два меньших коалиционных партнера прекратили сотрудничество с пронатовским премьер-министром Таави Рыйвасом из-за возникших под его правлением внутренних конфликтов», - говорится в начале текста.

Это, в свою очередь, спровоцировало появление на следующий день на сайте Радио «Свободная Европа» информации на нескольких языках, в которой говорится, что прозападное правительство на грани провала и два меньших коалиционных партнера должны вести переговоры с промосковской Центристской партией.

На странице журнала «American Interest» написали о смене правительства в Эстонии, как о победе мягкой силы России, по аналогии с победой коммуниста Игоря Додона на президентских выборах в Молдавии.

Крупные англоязычные каналы растираживали новость на многих других языках и попали прямо в блоги.

По оценке чиновников, которые пытаются погасить пожар вокруг репутации Эстонии, это серьезная проблема. Они признают, что хотя и сами верят, что из-за одного лишь присутствия IRL и СДПЭ правительство не может стать прокремлевским, им очень сложно объяснить уход 15 лет находившейся у власти Партии реформ. Также проблема в том, что обязанные сохранять политическую нейтральность чиновники не могут официально интерпретировать взгляды Центристской партии иностранным журналистам.

О своей обеспокоенности они говорили и с представителями Центристской партии. Одним из знаков этого, например, было мероприятие, прошедшее на прошлой неделе, куда Центристская партия пригласила всех представляющих в Таллинне иностранные государства дипломатов, чтобы из первых уст сообщим им: Кремль – не пройдет. 

Страница American Interest 9 ноября.
Страница American Interest 9 ноября. Фото: Repro

Некоторые разговаривавшие с Postimees чиновники, также не скрывали, что, по их оценке, распространению слухов мог помочь какой-то политик из уходящей партии, имеющий зарубежные связи. Один, например, отметил, что если премьер-министр и министр иностранных дел выдерживают солидный тон, то некоторых своих членов, Партия реформ могла бы посадить на короткий поводок, подумав о репутации Эстонии.

Долгое время в должности корреспондента AFP писавшая эстонские новости Марис Хеллранд защищает точку зрения бывшего работодателя. Она сказала, что не видит ничего лживого в представленной агентством истории. Отвечая на вопрос, если уходящее правительство, по информации AFP, было прозападным, означает ли это, что новое будет провосточным, она отметила: «Такого вывода в тексте нет. Но разве то, что такой вопрос возникает сам, является ложью?»

По словам Хеллранд, нарратив эстонской политики в последние десять лет основывался на том, что Центристская партия приравнивалась к Путину: «Почему мы считаем, что кто-то должен понимать теперь это по-другому? То, что мы тут верим, будто всего за одну неделю произошло перерождение целой партии и ее политической ориентации, это наше собственное желание так думать».

Новость AFP на странице Yahoo News 8 ноября.
Новость AFP на странице Yahoo News 8 ноября. Фото: Repro

Писать при нехватке времени

По оценке Хеллранд, это перерождение произошло только наполовину: «Если мы посмотрим на то, что сказала Яна Тоом на этой неделе BBC (Тоом сказала, что НАТО – это хорошее дело, но добавила, что Эстония сама является первым защитником своей безопасности – ред.), то, простите меня, в то, что мы сейчас думаем, будто Эдгара Сависаара больше нет, и партией руководит Юри Ратас, и вся она стала прозападной, а у нас есть консенсус в политике безопасности и все пойдет дальше так, как было, лично я не могу быть верить на 100 процентов».

Написавший текст для New York Times журналист, живущий в Риге Ричард Мартин-Хемфилл объяснил Postimees, что 7 ноября у него было очень мало времени – он должен был начать писать статью в тот момент, когда день уже закончился: «Благодаря разнице во времени, эстонцы опережают Северную Америку. Источники, которые я использовал, постоянно следят за эстонской политикой», объяснил он выбор рассказанного в статье.

О том, что тема Центристской партии и «Единой России» была представлена на первом плане, Мартин-Хемфилл сказал, что если партия с такими связями приходит к власти, это невозможно оставить без внимания на международном уровне. И не важно, насколько бы мутным, давним и неиспользуемым этот договор на самом деле ни был. 

Наверх