Американский президент обладает во внешней политике гораздо большей свободой действий, чем во внутренней. Но и во внешних делах он часто вынужден оглядываться на конгресс и на американских союзников. Если Дональд Трамп не знал этого прежде, то скоро, возможно, узнает, пишет Би-би-си.
Сенаторы предостерегают Трампа от сближения с Москвой
Слабость, которую питает Трамп к российскому президенту, и его намерения пересмотреть в этом свете американский курс по отношению к России вызывают растущую озабоченность в конгрессе США.
В палате представителей у России нет сторонников, не считая калифорнийца Дейны Рорабейкера, которого Los Angeles Times назвала в среду одним из кандидатов на пост госсекретаря.
В то же время на эту должность заглядываются бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани и бывший представитель США в ООН Джон Болтон, относящиеся к Москве весьма скептически.
В сенате заявлениям Трампа о России вторит, пожалуй, лишь республиканец Джефф Сешенс, который близок к Трампу и явно займет какой-то знаковый пост в его администрации.
"Дональд Трамп прав, - заявил сенатор Си-эн-эн. - Нам нужно найти способ покончить с этим заколдованным кругом вражды, который подвергает нашу страну опасности, обходится нам в миллиарды долларов, потраченных на оборону, и приводит к вооруженным конфликтам".
Но Рорабейкер и Сешенс в меньшинстве.
Сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм, пользующиеся большим авторитетом во внешних делах, на этой неделе предостерегли Трампа от скоропалительного сближения с Москвой в свете эскалации войны в Сирии и растущего беспокойства американских союзников в Восточной Европе по поводу российских намерений.
Грэм, в частности, планирует серию слушаний по поводу, как он выразился, "выходок" России по всему миру.
"Меня тревожит Россия, - заявил сенатор, баллотировавшийся в президенты против Трампа, но недолго. - Она безобразничает во всем мире, и ее следует унять".
Особенно негодовал Грэм по поводу предположительно российского взлома электронных закромов Демократической партии США, хотя последующий слив похищенных документов в СМИ, казалось бы, играл на руку республиканцам.
"Мы как партия не можем сидеть сложа руки и не реагировать, когда иностранное правительство обвиняется во вмешательстве в наши выборы, пусть даже это может быть сиюминутно нам выгодно, - сказал сенатор. - Я считаю, что это поворотный момент для нашей страны. Я хочу, чтобы у нас были с Россией хорошие отношения, но многое должно решительно измениться!"
Нужна ли новая перезагрузка?
Маккейн, возглавляюший сенатский комитет по делам вооруженных сил, сделал упор на российские бомбардировки в Сирии и заявил, что новая перезагрузка отношений с Москвой только окрылит Башара Асада.
"Как минимум мы заплатим за очередную перезагрузку тем, что превратимся в сообщников Путина и Асада, которые истребляют сирийский народ, - сказал Маккейн. - Для великой страны это недопустимая цена".
"Америка лучше всего демонстрировала свое величие тогда, когда мы были на стороне тех, кто борется с тиранией, - продолжил сенатор. - Вот где нам надо быть снова".
Сенатор призвал Америку не поддаваться на примирительные речи Путина, который является "бывшим сотрудником КГБ и вверг свою страну в пучину тирании, убивал своих политических противников, вторгался к своим соседям, угрожал американским союзникам и пытался испортить американские выборы".
Как заявила журналистам Ольга Оликер из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, "в этом вопросе сложится коалиция из демократов и республиканцев, которые сильно нервничают из-за пророссийских, на первый взгляд, представлений Трампа. Они контролируют финансы. Они могут ставить ему палки в колеса. И они могут принимать законы, хотя надо будет, чтобы они были неуязвимы для вето, как законы о санкциях против России".
По словам Грэма, они с Маккейном планируют поездку на Украину, в Грузию и в страны Балтии. "Трамп является президентом США и ведущим дипломатом нашей страны, но у конгресса тоже есть своя роль", - сказал сенатор.
Пентагон и разведывательные органы США настроены так же, как Маккейн и Грэм, хотя бывший глава военной разведки генерал-лейтенант Майкл Флинн, которому Трамп предложил пост советника по национальной безопасности, высказывал взгляды на Россию, созвучные взглядам Трампа.