Крупным больницам приходится переносить плановый прием сотен пациентов, поскольку у Больничной кассы нет денег.
Сотни людей не получат лечения до конца года (5)
В клинике Тартуского университета находится сейчас на лечении до 400 пациентов. До нового года на прием к ухо-горло-носу не попадут 206 человек. В общей хирургии лечения ждут 63, в ортопедии – 37 и в урологии – 30 человек.
Член правления больницы Март Эйнасто говорит, что речь идет о сложной и напряженной ситуации: «Естественно, пациенты встревожены и обижены, и поэтому выплескивают свой гнев на сестер и врачей». По его словам, переносится прием только тех пациентов, в случае которых это возможно.
Большая часть заболеваний – неотложные, например, инфекционные. «В такой ситуации нельзя сказать пациенту: приходите через три месяца. Их лечение нельзя откладывать», - сказал Эйнасто. Но есть некоторые болезни, при которых состояние пациента не ухудшится так быстро, именно их прием больницы вынуждены переносить на более поздние сроки.
Нуждающихся в помощи больше, чем возможности их принять
В Ляэне-Таллиннской центральной больнице перенесено плановое лечение 250-270 пациентов. Их них около 200 - пациенты, относящиеся к области общей хирургии. «Например, с заболеваниями желчного пузыря и вен, а также люди с грыжами», - сказала специалист по связям с общественностью больницы Лийса Суба.
Она подтвердила, что из-за ограничений в объеме договора с Больничной кассой придется также перенести плановое лечение 72 пациентов с гинекологическими заболеваниями: «Среди них, например, операции по миоме матки и выпадению матки, где фактор времени не так важен».
Плановая работа больницы напрямую зависит от договора с Больничной кассой, объяснила руководитель службы обслуживания клиентов Ида-Таллиннской центральной больницы Леа Карик: «Вся работа планируется, исходя из этого».
Карик подчеркнула, что объем неотложного лечения запланировать наперед невозможно, поэтому все пациенты, которые нуждаются в экстренном лечении, должны обращаться в отделения неотложной помощи.
Она добавила, что число амбулаторных приемов также зависит от договора с БК и от числа сотрудников, ведущих такой прием, но, к сожалению, по части специальностей, например, в ортопедии и спинной хирургии, количество нуждающихся в помощи больше, чем больница может оказать, поэтому очереди очень длинные.
«Очереди могут быть такими, что в этом году человек не попадет к специалистам из тех областей, где финансовый ресурс Больничной кассы уже исчерпан», - сказала Карик и добавила, что в таком случае больница может предложить пациенту только платный прием.
И председатель правления Северо-Эстонской региональной больницы Агрис Пеэду подтвердил, что из-за уменьшения объема договора с Больничной кассой, его больница ограничила плановое лечение пациентов, а поэтому большая часть клиник работает с меньшей нагрузкой.
Трудности попадания на прием к врачу-специалисту, по словам Эйнасто, значительно усилило и увеличение числа обращений в отделение неотложной помощи, но даже там уже не могут принять всех, кто пришел. Недовольство пациентов выплескивается на работающих в ЭМО людей.
«В отделении неотложной помощи пациенты выходят из себя, возникают конфликты», - сказал член правления. По словам Пеэду, доля экстренной помощи, оказываемой в региональной больнице, растет год от года. Так было и в этом году.
В своем недавнем обращении работники сферы здравоохранения и их работодатели заявили, что сейчас при финансировании Больничная касса исходит не из реальной потребности в лечении, а из сбалансированности государственного бюджета, в результате чего возникла ситуации, при которой за два месяца до конца года многие больницы превысили пределы своих договоров, а пациенты могут получить только неотложную помощь.
В том же обращении они высказали пожелание, чтобы в течение двух последующих лет объем оказания стационарной помощи врачами-специалистами как минимум вышел на уровень 2103 года, а при оплате работы, выходящей за пределы договора, действовал нынешний коэффициент: 0,7 при амбулаторном и дневном лечении, и 0,3 при стационарном.
По словам Эйнасто, об усугубляющейся с годами нехватке денег в Больничной кассе сообщали, но объем стационарной помощи врачей-специалистов все же сократили: «Критическая черта пройдена безвозвратно».
Руководитель службы развития здоровья и связей с общественностью Больничной кассы Лийс Нисберг объяснила, что важным основанием при планировании договоров на оказание медицинских услуг является оценка их востребованности, возможностей бюджета, прежнее оказание услуг лечебными учреждениями Эстонии и уездов, а целью является сохранение пределов очередей на лечение, чтобы обеспечить оказание услуг по всей Эстонии, исходя из принципов солидарности и равенства.
По словам Хинсберг, для Больничной кассы очень важно обеспечить всем застрахованным людям по всей Эстонии доступность медицинских услуг, в том числе, в плане амбулаторной врачебной помощи. «Поэтому, исходя из бюджетных средств Больничной кассы, в последние годы мы смогли обеспечить уровень амбулаторных услуг на уровне предыдущих лет, но число случаев стационарного лечения действительно сократилось», - сказала она.
Объем стационарного лечения уменьшился
По сравнению с прошлогодним бюджетом объем стационарной работы в бюджете этого года уменьшился на четыре процента. По оценке Хинсберг, снижение объемов стационарной работы частично обусловлено и известным переводом оказания лечебных услуг на дневное и амбулаторное лечение, а длительность стационарного лечения сокращается за счет увеличения доли оказания сестринских услуг.
«Это правда, что быстрое сокращение объемов стационарного лечения обусловлено большим, чем ожидалось бюджетным ограничением», - признала она. Хинсберг заметила, что в Эстонии человек находится на стационарном больничном лечении несколько дольше, чем в других странах. По оценке Больничной кассы, можно оказывать больше качественной врачебной помощи и в дневной терапии, а предложение врачебной помощи в ближайшие годы станет интенсивнее благодаря системе интеграции и технологическому развитию.
Больничная касса заключает договоры на финансирование объемов лечения на полгода. У договорного партнера, то есть учреждения, оказывающего медицинские услуги, есть обязанность обеспечить на договорный период стабильную доступность лечения.
«Это означает, что договорный партнер должен планировать свою работу так, чтобы лечения хватило на весь период, то есть было равно доступно в течение полугода», - объяснила Хинсберг. По ее словам, Больничная касса со своей стороны тщательно отслеживает исполнение договоров и информирует партнеров по договору, если замечает, что объемы договора исполняются с опережением темпа.
Хинсберг добавила, что Больничная касса изучает в клинике Тартуского университета, по какой специальности и по каким причинам было принято решение о переносе планового лечения. Она добавила, что БК готова при сотрудничестве с лечебными учреждениями, выработать возможное решение проблемы.
«Мы согласны, что обеспокоенность тем, что медицинская помощь может оказаться недоступной в необходимый момент, создает у людей ощущение незащищенности», - сказала Хинсберг и добавила, что именно поэтому Больничная касса очень серьезно относится к решению вопросов, связанных с доступностью медицинских услуг.