В редакцию Rus.Postimees обратилась мать одного из воспитанников таллиннского детского сада «Kihnu», расположенного в районе Ласнамяэ. Причиной обращения стала ситуация в садике, в котором уже третий месяц не могут взять под контроль распространение опасной инфекции – сальмонеллы.
Вспышка сальмонеллы: заражены 57 воспитанников и работников ласнамяэского детского сада (6)
«Нам все это время везло – ребенок был простужен и оставался дома. В начале ноября мы сдали анализы, в том числе и на сальмонеллу, как потребовали в садике, где случаи сальмонеллеза уже были, и пришли в сад со справкой, что у нас сальмонеллы нет. Но 16 ноября сын почувствовал себя плохо, а на следующий день попал в Инфекционную больницу в очень тяжелом состоянии, где пять дней находился по капельницами и был вынужден принимать антибиотики. Детский сад на карантин при этом не закрывают, инфекция продолжает распространяться, что делать нам, не ясно», - рассказала женщина.
Три месяца ужаса
Редакции были предоставлены письма, которые администрация детского сада отправляла родителям. Из них выяснилось, что первые случаи заболевания сальмонеллой были зафиксированы еще в конце сентября. В октябре в ситуацию был вынужден вмешаться Департамент здоровья, который тут же проверил кухню, где готовят еду для малышей, продукты питания и всех работников столовой - следов сальмонеллы нигде обнаружено не было.
А количество заболевших продолжало расти. Родители подняли вопрос о закрытии садика на карантин, но им ответили, что принять такое решение должен уездный старейшина, а оснований для этого вроде бы как и нет.
В октябре родителям была дана команда отвести своих детей на анализы и возвращаться назад только при наличии справки. В реальности же справки начали приносить только в ноябре.
«Когда все это началось, сын сидел дома из-за кашля, - рассказала мать. – Вернувшись, мы узнали от воспитателя, что в саду выявлены случаи сальмонеллеза. Мы стали искать возможность подержать ребенка дома, и до ноября у нас это получалось. А 1 ноября ребенок сдал анализ, получил отрицательный ответ, да и в садике тоже вроде бы все успокоилось. Но через 16 дней сын стал жаловаться на боли в животе».
Мальчика доставили в Инфекционную больницу, где о детях из «Kihnu» уже хорошо знают. Ребенку досталось сильно: реакция на инфекцию оказалась мощной, пять дней ему пришлось провести под капельницами. «Врач сказала, что наш случай считается тяжелым. В соседней палате была девочка из нашего же садика, у нее обошлось без антибиотиков. Сколько времени займет полное выздоровление мальчика, никто сказать не берется. Врачи говорят, что организм должен сам вымыть инфекцию из себя. Все может продолжаться и месяц, и три, и полгода».
Все это время мать планирует сидеть с сыном дома: «Это тоже пугает. Я своего ребенка не оставлю, но у меня есть такая возможность. Говорила с другими мамами, и уже пошли разговоры, что многие не могут позволить себе так долго не работать и поэтому готовы снова вести детей в садик, в том числе и тех, у кого симптомов болезни уже нет, а анализы еще положительные».
«Я не могу понять, почему они не закроют садик и не проведут санитарную обработку. Ясно же, что инфекция где-то там, раз появляются все новые заболевшие», - недоумевает женщина.
И мы отправились в Департамент здоровья.
Заразу принесли сами дети
Занимающаяся проблемой детского сада «Kihnu» руководитель Санитарно-карантинного бюро Северной службы Департамента здоровья Наталья Выжелевская очень подробно ответила на наши вопросы и объяснила, что происходит в этом детском учреждении.
По ее словам, первую информацию о сальмонелле в детском саду чиновники получили 3 октября: «Об этом нам сообщили врачи и мама ребенка». С этого момента количество заболевших начало постепенно расти. «Нам сразу было понятно, что инфекция появилась не на кухне, поскольку заболевшие прибывали постепенно, не было резкой вспышки, как это должно быть при ее попадании в организм вместе с едой, которую готовят в одном месте. Тем не менее, кухня и все поступающие на нее продукты были проверены, и в них ничего не было найдено», - объяснила Выжелевская.
По ее словам, детсад постоянно держат под контролем. Руководство тут же получило инструкции, которые, как предполагается, были выполнены. Прежде всего, закрыли кружки и дежурные группы садика, где воспитанники разных групп собираются вместе и имеют возможность обмениваться инфекцией. «Нам было сообщено, что из групп изъяты все мягкие игрушки, оставлены только те, которые можно мыть каждый день. В помещениях установлены емкости с дезинфицирующими средствами, которые используют воспитатели», - объяснила руководитель бюро.
Откуда тогда взялась эта инфекция, если не из кухни, и как ее остановить?
Наталья Выжелевская уверена, что инфекцию в садик принесли сами дети: «Нами было установлено, что в саду заражались инфекциями двух подвидов. Это означает, что источник был не один, а, как минимум два». Это точно не установлено, но одним из источников могли стать яблоки, которые весь август-сентябрь проносили в сад и они стояли там в свободном доступе: «Дети же не берут одно яблоко, они перехватают все. И еще есть причина, по которой простая чистка тех же игрушек не помогает: все промыли, а ребенок сходил в туалет и ручками начал разносить инфекцию – на кнопку, на крышку унитаза, на кран, если помыл руки, и дальше».
Один из подвидов найденной в «Kihnu» сальмонеллы одновременно с Таллинном, зафиксировали в Раквере и в Тарту – кто-то из детей мог побывать там и принести заразу с собой.
Внимание! Внимание!
Почему же ситуацию не удается взять под контроль? А в этом уже виновато коварство сальмонеллы. Дело в том, что дети и взрослые заражаются ею одинаково. Симптоматика болезни тоже одинаковая, разве что взрослый способен поправиться быстрее. Однако именно дети способны быть носителями и распространителями, не демонстрируя никаких признаков болезни.
«Организм взрослого человека сразу пытается избавиться от инфекции, поэтому по нему сразу видно, что он заболел. В детском организме болезнь может копиться и размножаться, не выплескиваясь в виде конкретной симптоматики». Именно это и стало причиной того, что среди детей, которые внешне казались здоровыми, было выявлено несколько носителей инфекции. К сожалению, вовремя изолировать их от остальных не удалось.
«Многие родители, даже зная, что происходит, не торопились отвести детей на анализы. Массово это делать начали только после того, как было сказано, что с определенного числа в группы не будут допускать детей, которые не принесли справки. А пока этого не произошло, несколько заболевших успели заразить других – сына обратившейся к вам матери, в том числе», - говорит Выжелевская.
Так почему не закрыли садик, и нет ли такого плана теперь? «В этом нет никакого смысла. После выявления новых случаев мы закрыли группу, в которой были заболевшие дети. Сейчас все они отправлены на анализы. Меры приняты такие, что дети между собой не пересекаются, а значит, мы можем контролировать распространение локально. Правда, есть проблема, что в садик ходят братья и сестры разных возрастов, но тут должны помочь анализы и справки».
И вот теперь самое главное. В детский сад «Kihnu» ходят почти 250 детей. По данным на сегодняшний день, у 55 из них (среди заболевших - и двое взрослых) имеется лабораторно подтвержденное наличие сальмонеллы. Вспышка длится уже третий месяц и на данный момент в больнице лежат пять воспитанников этого дошкольного учреждения. Когда удастся остановить распространение инфекции, сказать не может никто.
Поэтому сейчас важно говорить о происходящем открыто: воспитанники этого садика общаются с другими ребятами во дворе, к ним в гости приходят друзья-приятели, у них есть родственники, они посещают общественные места...
«На улице передать инфекцию сложнее, чем в помещении: она не передается воздушно-капельным путем. Нужно, чтобы предмет или руки, которые коснулись зараженной поверхности, попали в рот», - объяснила специалист. Но дети, как известно, тянут в рот все, что подвернется под руку.
Следуют инструкциям
Прокомментировать ситуацию во вверенном ей детском саду «Kihnu» мы попросили и заведующую учреждением Эве Калимулину. На наш запрос она сообщила, что в данный момент находится в командировке в Финляндии, откуда вернется только 28 ноября, поэтому вместо нее ответила ее заместитель Кадри Коорт.
Итак, отвечая на вопрос, что было сделано для предотвращения распространения инфекции, Коорт сказала: «В организации каждодневной работы детского сада мы следуем всем отданным Департаментом здоровья распоряжениям, исходящим из Закона о предотвращении и противостоянии инфекционным заболеваниям. В детском саду не работает услуга дежурной группы, закрыты все кружки по интересам, музыкальная и спортивная деятельность проводятся в каждой группе в своем помещении, а общие мероприятия, совещания групп и театральные представления не проводятся. Персонал оповещен о необходимых действиях, связанных с предотвращением распространения инфекционного заболевания, так что проводится регулярное проветривание помещений и дезинфекция предметов».
По ее словам, после подтверждения первого случая заражения, родителям был разослан инфоматериал о распространении сальмонеллеза и о том, как от него уберечься: «На основании анкет Департамента здоровья среди персонала и родителей проведен опрос для выяснения проявлений заражения. Департамент сообщил о происходящем всем семейным врачам, работающим с детьми из детского сада «Kihnu» и его работниками, и продолжит сотрудничество с ними до конца вспышки. Персонал и дети сдали анализы на выявление возможного заражения».
Кроме того, Коорт отметила, что попечительский совет детского сада сотрудничает с Департаментом здоровья и делает все, чтобы воспрепятствовать распространению заболевания. По предложению Департамента здоровья с сегодняшнего дня временно закрыта одна группа.
«При выявлении новых больных мы в случае необходимости будем закрывать соответствующую группу», - сказала Коорт и повторила это в ответе на вопрос, нет ли планов все же закрыть весь детский сад.