Фирма хочет построить гостиницу на купленном в Нарве участке, на углу улиц Лаврецова и Вабадусе. Большинство депутатов горсобрания - за, но управа выступает против. С прошлой весны вопрос дважды выносили на обсуждение депутатов, но решения по- прежнему нет, пишет Виру Проспект.
Исторический тупик: здание в старинном стиле может перекрыть вид на разрушенный нарвский бастион
Фирма Inkeri, которую представляет Татьяна Семёнова, просит начать детальную планировку участка, разрешающую строительство гостиницы. Действующая сейчас планировка предполагает, что на участке может появиться только платная парковка, строительство любых зданий при этом запрещено. Сейчас часть участка занимает газон, часть - асфальтовая площадка, которая используется как бесплатная автостоянка, причем обычно практически пустующая.
Попытались еще раз
В прошлый раз вопрос рассматривался на сессии городского собрания ещё в марте 2015 года, и тогдашний главный архитектор города Пеэтер Тамбу просил отказать фирме, ссылаясь на общую планировку Старого города Нарвы. Но депутаты отказали господину Тамбу, вопрос вернулся в Департамент архитектуры и городского планирования.
Теперь уже нынешний главный архитектор Иван Сергеев вновь попросил горсобрание отказать предпринимателю в инициировании детальной планировки. На этот раз еще до сессии на сторону фирмы Inkeri единогласно встала депутатская комиссия по городскому имуществу и хозяйству, и с повестки дня сессии горсобрания, которая состоялась на прошлой неделе, мэр города Тармо Таммисте снял этот вопрос еще до обсуждения.
Ситуация, таким образом, вернулась на полтора года назад: главный архитектор и предприниматель имеют прямо противоположные точки зрения, от городских властей в целом нет ни положительного, ни отрицательного решения.
Мешает обозначать место бастиона Фама
Фама - единственный нарвский бастион, который не сохранился до наших дней. Однако, его очертания безошибочно угадываются на снимках из космоса. Дело в том, что построенные углом здания городской поликлиники и отеля-ресторана King, а также небольшая возвышенность между ними обозначают место расположения бастиона. Чтобы не закрывать вид с соседних улиц на это место, действующая сейчас планировка и запрещает строить здания там, где раньше располагался ров перед бастионом.
Татьяна Семёнова считает, что гостиница сделает район более привлекательным для туристов, даст местным жителям рабочие места, прилегающая территория будет благоустроена. А создание здесь парковки, на ее взгляд, экономически нецелесообразно.
Купили кота в мешке или лукавят?
Отдельный спор идет вокруг того, знали ли покупатели земли, что на ней нельзя строить ничего, кроме парковки, которая там, по сути, и так уже есть.
- Планировка была принята в 2012 году, покупка состоялась в 2014-м. Тот, кто покупал землю через 2 года после принятия планировки, не мог не знать о ее условиях, - сказал главный архитектор города Иван Сергеев. - Единственная возможность вписаться в планировку, но что-то построить - это полностью подземное здание. Но это безумно дорого!
Татьяна Семёнова утверждает, что не ожидала запрета на строительство. На заседании депутатской комиссии она отмечала, что землю ее фирме продало муниципальное предприятие Narva Linnaelamu.
- Откуда я могла знать при покупке об этом? - заявила госпожа Семёнова. - И если на земле нельзя ничего строить, зачем городская структура вообще продавала ее в частные руки?
Подозревает коррупционную составляющую
Сам процесс приватизации участка Татьяна Семёнова считает темной историей и подозревает в ней коррупционную составляющую. По словам госпожи Семёновой, 16 декабря 2013 года на сайте Narva Linnaelamu она случайно обнаружила объявление о письменных публичных торгах по продаже этого участка со стартовой ценой 29 300 евро. В аукционе, кроме фирмы Inkeri, участвовал еще один предприниматель - Эдуард Леннук, владелец расположенного по соседству бара и муж сотрудницы Департамента архитектуры и городского планирования.
Татьяна Семёнова считает, что господин Леннук был заранее намечен как победитель конкурса. У него, убеждена госпожа Семёнова, не возникло бы никаких проблем со строительством на этом участке.
Как 300 или как 100 лет назад?
- Это - принципиальный вопрос, - заявляет главный архитектор Нарвы Иван Сергеев. - Благоустройство участка - да, коммерческое использование - да, но не строительство какого-то здания.
Иван Сергеев считает, что новое здание отеля можно было бы построить между поликлиникой и отелем King, чтобы замкнуть линию, показывающую, где находился бастион.
- Отели нам нужны! И если вы хотите строить отель, его нужно строить так, чтобы продолжить логику, заложенную градостроителями ещё в 17-м веке, - сказал городской архитектор Татьяне Семёновой.
По его словам, планировка Старого города, принятая в 2012 году городским собранием, требует по возможности сохранять и возрождать элементы Старого города, новые здания строить не выше 2-3 этажей и только так, чтобы восстанавливать узкие старые улочки.
Татьяна Семёнова (сама с 80-го года работавшая в архитектурном отделе горисполкома, а затем - в проектном бюро) считает, что вместе с коллегами очень осторожно подошла к созданию эскиза здания отеля. По её мнению, здание не загораживает вид на подножие разрушенного бастиона, а напротив, подчеркивает его форму.
Но при этом планируемое здание отсылает нас уже к другой эпохе, не к той, за которую всеми силами держится Департамент архитектуры и городского планирования.
Согласно исторической справке, которую представила Татьяна Семёнова, после 1893 года начала осваиваться территория, прилегающая к бастионам северо-западнее и севернее Старого города. Для связи с пригородами через бастионы прокладывались новые улицы, что привело к нарушению их целостности как памятника архитектуры.
Новые кварталы занимали место старых крепостных валов, переданных городу при упразднении крепости.
Дополнительные связи Старого города с Петровским форштадтом (нынешние окрестности торгового центра Fama) были созданы путем продолжения улиц Рыцарской и Госпитальной (ныне улицы Лаврецовых и Харидусе), расположенных по краям бастиона Фама. В непосредственной близости от западной стороны пояса бастионов была проложена новая продольная улица - Николаевская (ныне Вабадусе). Появились новые дороги и улицы через бастион Глория, а также между этим бастионом и бастионом Хонор.
В результате градостроительной деятельности городских властей бастион Фама исчез с лица земли ещё в XIX веке. И восстановить его надземную часть уже невозможно. Строительство домов согласно сети улиц XIX века сделает современный город более целостным, считает Семенова.
Позиция большинства депутатов, которые высказывались о споре, - поддержать идею инвестора. Но в то же время, и планировку, которая делает реализацию этой идеи невозможной, в свое время тоже поддержало большинство в горсобрании.