Иван Грозный был первым, кто заставил мир считаться с Россией, объяснил Postimees губернатор Орловской области Вадим Потомский, почему нынешней осенью он решил установить первый в России памятник самому кровавому русскому царю Ивану Грозному, еще в 16 веке пытавшемуся захватить и Ливонию.
Памятники Ивану Грозному и Сталину указывают «русский путь» (12)
«Многие (в России) отказываются негативно относиться к тому, что Грозный убивал людей. У русских есть выражение: времена были такими», - сказал известный в Москве социолог из «Левада-центра» Алексей Левинсон.
Другим человеком, который еще больше заставил мир считаться с Россией, а точнее, с Советским Союзом, был Иосиф Сталин. Бюстов Сталина и даже монументов во весь рост в России установлено так много, что они уже давно не вызывают интереса СМИ.
В течение последних лет новые памятники "отцу народов" поставили в Псковской области, в Сургуте, недалеко от Сочи, в Ульяновске, в Кабардино-Балкарии (в 1944 году Сталин позволил депортировать всех кабардинцев в Среднюю Азию – Я.П.) и в Марий Эл. Всего же новых памятников Сталину можно найти как минимум в десяти регионах России.
В Москве, перед Кремлем, как раз у тех ворот, через которые обычно въезжает президент Владимир Путин, недавно был установлен почти 20-метровый памятник князю Владимиру. В 988 году Князь Владимир объявил христианство официальной религией Киевской Руси. С точки зрения Кремля, это одновременно является отсылкой к правящему в стране Владимиру и напоминанием о кровной связи Украины с Россией.
Московское городское правительство уже одобрило установку памятников другому противоречивому российскому царю - Борису Годунову и княгине Ольге, которая первой приняла крещение в Киевской Руси.
В следующем году в России начнется акция: к 2021 году, к 800-летию князя Александра Невского, планируется установить монумент в месте его сражения с немецкими рыцарями на Чудском озере в 13 веке.
По словам Левинсона, установкой памятников именно этим правителям России власти хотят подтвердить необходимость и справедливость нынешней правящей системы.
«У нынешнего режима ведь нет никакой идеологии. Дом построен, но у него нет фасада. Теперь этот фасад начали строить, - сказал Левинсон Postimees. – Цель – легитимизировать нынешний режим с помощью исторических лиц. Эти монументы к тому, что понимается под выражением „русский путь“».
По словам Левинсона, лучше всего для этого подходят Сталин и Иван Грозный, поскольку они были авторитарными правителями. Петр I не очень подходит, поскольку он был новатором, так называемым, западником, как и Екатерина Великая или Александр II.
Хорошо подошел бы и Александр III со своими известными словами о том, что у России есть два союзника: армия и флот. Даже странно, что в Москве еще не начали процесс установки его скульптуры, которая когда-то стояла рядом с восстановленным Храмом Христа Спасителя.
Открытие в Орле монумента Ивану Грозному, считавшемуся до прихода коммунистов самым кровавым и воинственным правителем России из-за создания опричнины (один из ее страшнейших руководителей Малюта Скуратов погиб во время Ливонской войны под Пайде, а сегодня напротив Консульства Эстонии в Москве открыт бар с названием «Малюта» - Я.П.), а также из-за введения неограниченной собственной власти и крепостного права, все же не прошло для губернатора Потомского даром.
Но не потому, что местное население выступило категорически против личности царя-тирана и садиста, а потому, что губернатор напрямую нарушил закон, установив бронзовую скульптуру в находящемся под охраной как памятник старины центре города, где ничего строить нельзя.
Губернатор разрешил установить фигуру Ивана Грозного верхом на коне, с мечом и крестом в руке, рядом со старейшей православной церковью Орла. Его не интересовал тот факт, что Иван Грозный велел убить критиковавшего его опричников за жестокость тогдашнего главу Московской и Всея Руси церкви митрополита Филиппа, которого церковь позже признала святым. Русская православная церковь ничего не сказала о переносе монумента, то есть, другими словами, современная Русская православная церковь стерпела увековечивание памяти человека, который убил прежнего главу этой самой церкви.
Во-вторых, местные жители были против того, что губернатор принял решение об установке такого важного памятника единолично, не получив поддержки общественности. Официально памятник Ивану Грозному поставили в честь того, что его решением 450 лет был основан город Орел.
«Я не хочу, чтобы нас таким образом очерняли. Не губернатор, а народ должен решать, можно ли устанавливать памятник палачу, который приказывал вырезать сердца из живых людей и бросать их (людей) в кипяток», - сказал Postimees бывший депутат Городского собрания Орла, пожаловавшийся на установку монумента Ивана Грозного в суд и в прокуратуру, Юрий Милютин. «То, что он сделал – мерзость. Монумент такому царю нельзя устанавливать в центре города. Пусть увозят его куда-нибудь».
80-летний Милютин – старый коммунист и фанат Сталина. Его не смущает, что и Сталин уважал Ивана Грозного и в 1944 году заставил Сергея Эйзенштейна снять о нем широкомасштабный и патриотичный фильм.
Таким образом, считает Милютин, который в советское время тренировался вместе с успешными эстонскими летчиками Илларом Линком и Эддой Лаан, волной открытия монументов историческим личностям, захлестнувшей Россию в последнее время, пытаются отвлечь внимание людей от экономических проблем: «Все это придумано для дураков, и однажды народ это поймет».
Опрос, проведенный возле памятника Иванов Грозному, показал, что мнения местных жителей расходятся.
«Честно говоря, мне этот монумент безразличен», - сказал один молодой человек. «Тут нужно установить колючую проволоку и смотреть на памятник из-за нее. Какой стыд!» - сказал пожилой мужчина.
Город Александров Владимирской области уже сообщил, что и они хотят установить у себя монумент Ивану Грозному, поскольку 450 лет в городе располагалась резиденция царя.
Социолог Левинсон, говоря об Иване Грозном, провел параллель со Сталиным и установленными ему памятникам: «В случае Сталина Россия признает общественное мнение о том, что он был жестоким руководителем и совершил преступления, но принять какую-то историческую позицию общественное мнение в России по этому поводу не согласно. А вот признать его достижения, то, что он выиграл войну и восстановил Россию как великую державу, а также чтить его в виде памятников - к этому люди готовы».
Нынешний министр культуры России, автор многих псевдоисторических книг Владимир Мединский открыто говорил, что критерием правды могут быть только интересы России. «Это пример русского прагматизма», - заметил Левинсон.