Cообщи

Сависаар надеялся на деньги Кремля еще два года назад (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
19 декабря 2014 года - Станислав Альтер выходит из машины Виктора Тарасова.
19 декабря 2014 года - Станислав Альтер выходит из машины Виктора Тарасова. Фото: kriminaaluurimise materjal

Все нынешние руководители Центристской партии в течение последних шести лет пытались отстраниться от заключенного за их спинами договора о сотрудничества с «Единой Россией», который с самого начала называют чисто церемониальным. Однако из материалов уголовного дела Эдгара Сависаара выясняется неприятный факт: Сависаар и тогдашний финансовый секретарь партии Калев Калло еще в 2014 году хотели в срочном порядке получить скрытое пожертвование от «Единой России» для проведения предвыборной парламентской кампании. 

Говорят, что большая часть имеющихся в распоряжении Postimees материалов, собранных правоохранительными органами во время следствия, сконцентрированы на фактах, которые не вошли в окончательное обвинение. Но большой интерес Полиции безопасности к этим эпизодам становится понятным сразу, как только выясняется, как близко мы были тогда к новому скандалу с восточными деньгами.

Конец ноября 2014 года. За четыре месяца до выборов в Рийгикогу счет Центристской партии практически пуст. Финансовый секретарь Калев Калло, который занимается средствами партии, прижат к стене: если пресса еще согласна подождать с оплатой счетов, то телеканалы требуют деньги за рекламу сразу. Речь идет о как минимум 120 тысячах евро, и они нужны срочно.

Где взять денег?

В воскресенье утром, 30 ноября, в Доме Поска в Таллинне, встречаются Сависаар, Калло и два русских предпринимателя: Станислав Альтер (69) и Виктор Тарасов (65).

Альтер известен автомобильным бизнесом в Мяннику, он ведет дела и в России. Тарасов – месяцем ранее вступивший в Центристскую партию пенсионер, он работает охранником в общежитии Таллиннского экономического училища, но является активистом русских партий Эстонии. По данным Postimees, при прошлом режиме он имел отношение к органам безопасности.

Откровенно говорящие о делах участники встречи не догадываются, что их проходящую на русском языке беседу подслушивает Полиция безопасности. Калло говорит, что пытался подать ходатайство о миллионом кредите, предоставив в залог контору партии на Тоом-Рюйтли стоимостью в 2,03 миллиона евро. Но проблема в том, что все банки дали Центристской партии от ворот поворот: закон не разрешает давать займы партиям. В ход пущены все знакомства, деньги просили даже в Латвии, и следующим шагом мог бы стать московский филиал какого-нибудь банка.

«А сумку принести неоткуда?» - неожиданно спрашивает Альтер, намекая на наличные, которые могли бы дать богатые бизнесмены. «Ну, сумка - это было бы неплохо», - сконфуженно посмеевается Калло.

Альтер объясняет, что его вопрос имел несколько иное значение, а именно: завтра он едет в Псков и в Петербург, где, в том числе, встречается с главным казначеем путинской партии.

Тут к разговору подключается Сависаар, который говорит, что любое прямое движение денег может быть очень опасным. Поэтому план таков: «Единая Россия» переводит деньги через какую-то эстонскую фирму или частное лицо, и их забирает связанное с Центристской партией MTÜ. Для легализации движения денег Центристская партия оформляет так называемое заказное письмо - дескать, деньги получили за консультации работников MTÜ.

«Ну и конечно, это должен быть такой эстонский… ээ… человек, или фирма, без… эээ… разницы, но принципиально эстонский. Это значит, если… эээ…, будет как-то иначе, то… эээ… начнется большой скандал, если…», - печалится Сависаар и напоминает про скандал с восточными деньгами 2010 года.

Альтер успокаивает Сависаара, что сумма, которую просит Центристская партия, для «Единой России» - сущий пустяк. Все это будет неофициально, а делегация «Единой России» приедет в Эстонию инкогнито.

Мужчины договариваются, что Центристская партия найдет эксперта, который досконально знает законы, касающиеся финансирования партий Эстонии.

Альтер говорит, что первая информация у него будет уже через неделю, и если все получится, то все станет ясно -  «Может быть, уже к новому году… будет на сто процентов ясная картина, как это можно сделать».

«Идея такова, что если мы найдем хороший контакт, то, конечно, это можно попробовать», - одобряет затею Сависаар.

Калло, Тарасов и Альтер в течение последующих месяцев неоднократно встречаются в гостинице Александра Кофкина Meriton, на парковке возле Тоомпеа, в кафе Basiilik, расположенном в торговом центре Sikupilli. Обсуждают зарплаты парламентариев, расходы на кампанию Центристской партии. С их встреч Полиция безопасности делает десятки фотографий.

Начиная с января 2015 года, Тарасов неоднократно пытается узнать у Альтера, приняты ли уже решения. Но последний вынужден отвечать, что нет. В то же время Тарасов хочет встретиться с Сависааром, но тот даже не подходит к телефону. Тогда он пытается встретиться с Калло, у которого из-за избирательной кампании нет времени. В итоге они встречаются только в апреле 2015 года.

В своих показания Тарасов сказал Полиции безопасности, что знает Калло и Сависаара с 1990-х годов, а целью встречи в Доме Поска было ввести Альтера в число собственников Таллиннского объединенного банка. Но в записях той встречи об этом нет ни слова. Другими словами, Тарасов вешал следователям на уши лапшу.

Альтер сказал полицейским, что по сути все это время врал о своих контактах с казначеем «Единой России», а на самом деле просто хотел найти работу для Тарасова. В то же время, он признался, что знает некоторых членов партии, а Калло и Сависаар были заинтересованы получить через них деньги из России.

Когда Postimees попытался поговорить о тех событиях с Альтером, он начал отрицать даже встречу с Калло. Но есть информация, что во время разговора в Доме Поска он напомнил Сависаару и Калло об одной совместной поездке в Минеральные воды, а также о тамошнем губернаторе Владимире (Владимир Владимировред.). Ответ Калло указывает на то обстоятельство, что мужчины встречались не только в Доме Поска, но и ранее неоднократно.

Из пресс-сообщения Таллиннской городской управы выясняется, что в первый раз Сависаар и Тарасов вместе ездили в Минеральные воды еще в 1999 году. Эта поездка привлекла к себе внимание, поскольку причину и состав делегации в течение нескольких дней от общественности скрывали.

Соло Сависаара

Вчера член правления Центристской партии министр образования Майлис Репс призналась, что она пролистала обвинительное заключение и прочитала про эпизод с «Единой Россией». Она утверждает, что все эти беседы и встречи - личная инициатива Сависаара.

«Абсолютно так, - сказала Репс. – Точно не было никаких межпартийных отношений, и правление партии ничего не знало об этих планах».

Репс предположила, что Сависаар и его компаньоны опирались на собственное убеждение в том, что две партии связаны дружескими отношениями, но до распределения денег дело не дошло.

«В последние годы Сависаар выступал соло. Косвенно мы все отвечаем за случившееся, отвечаем за то, что вообще так долго принимали это в партии, но просьбы о финансовых вливаниях не проходили на уровне правления, и обращение в Россию за деньгами для меня лично стало невозможным сразу после скандала с российскими деньгами в 2010 году, - призналась министр. - То, что позже это попытались повторить, говорит о том, что такое могло происходить только от отчаяния Сависаара или от возникшего  него чувства безнаказанности».

В первые дни формирования нового правящего союза председатель Центристской партии Юри Ратас заверил, что договор о сотрудничестве с кремлевской партией власти «Единая Россия» сейчас не действует.

В 2014 году участвовавший в переговорах председатель Таллиннского горсобрания Калев Калло вчера оказался недосягаем для Postimees. 

Наверх