Согласно подозрению, предъявленному руководителю Таллиннского ТВ Тоомасу Леппу, хитовую передачу канала «Vaba mõtte klubi» он превратил в машину по производству денег, продавая передачи руководимому им каналу через фирму знакомых и в то же время покрывая расходы на ее производство из бюджета Таллиннского ТВ.
Руководителя ТТВ подозревают в присвоении денег
OÜ KVA Telecom – это маленькое незаметное предприятие, которое занимается предложением беспроводной интернет-связи и производством телепрограмм. Шесть лет назад, в 2010 году, годовой доход KVA Telecom составлял около пяти тысяч крон. Этого едва хватало на то, чтобы заплатить минималку с налогами одному человеку.
Но в 2011 году KVA Telecom неожиданно в плане выпускаемой продукции стал хоть и маленьким, но стабильным производителем телепродукции. Под именем этой фирмы на Таллиннском ТВ начали выходить две рейтинговые программы «Vaba mõtte klubi» и «Keskkonnanädal». Последнюю на канале ведет жена Тоомаса Леппа.
Деньги, которые платили KVA Telecom за передачи, не были большими, но в обычный экономический год все же обспечивали предприятию почти 60-тысячный оборот. Это означает, что на самом деле на передачи приносили несколько тысяч чистой прибыли.
Реальные расходы на производство «Vaba mõtte klubi» были маленькими: за участие в обсуждении гостям передачи платили по 50 евро. На оплату работы осветителя, звукооператора и оператора тратили немного, поскольку они так и так получали зарплату на Таллиннском ТВ.
Подобный ход дел казался подозрительным тем, кто делал черную работу. Так один из технических работников канала в какое-то время обратился с жалобой в парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией, откуда его направили в Пыхьюскую окружную прокуратуру.
Технически это вопрос, относящийся к компетенции Бюро по борьбе с коррупцией Центральной криминальной полиции, которое в июне этого года взяло под контроль KVA Telecom. Уши руководителя канала Тоомаса Леппа в этой истории начали торчать уже после первых контрольных оперативных действий.
Выяснилось, что жена владельца KVA Telecom Вальтера Краави Леа Краави является бухгалтером фирмы Леппа Videomeedia. Наблюдавшая в течение какого-то времени за движением денег и ведением дел на предприятии ЦеКриПо собирала доказательства об участии Леппа в присвоении денег в течение нескольких месяцев.
У сыщиков появилось убеждение, что начиная с осени 2013 года Лепп присвоил около 200 тысяч Таллиннского ТВ, то есть приблизительно по 70 тысяч евро в год. Предположительно о данной схеме знал и теперь уже бывший главный редактор Таллиннского ТВ Март Уммелас.
Согласно первоначальному плану, задержать бывшего ведущего общественно-правового телевидения Леппа и соучастников этого преступления должны были еще на прошлой неделе, когда предстояло зафиксировать последние доказательства уголовного расследования.
Из-за того, что оперативно-розыскные мероприятия затянулись, задержание перенесли на эту неделю, что случайно совпало с полицейской неделей борьбы с коррупцией, кульминацией которой в пятницу станет День, свободный от коррупции и открытые дебаты в таллиннском магазине Rahva Raamat.
Леппа задержали в среду утром у него дома по подозрению в присвоении денег. Далее прошли обыски на Таллиннском ТВ. Кроме него в тот же день в качестве подозреваемых в содействии преступлению были задержаны бывший главный редактор Уммелас и официально связанная с KVA Telecom семейная пара Вальтер и Леа Краави.
Хельме, как парламентарий, за передачу денег не брал
Одним из частых гостей передачи «Vaba mõtte klubi» был депутат парламента от EKRE Март Хельме, который сказал, что до того, как стал парламентарием, получал за участие в программе деньги.
«Тоомас Лепп присылал письмо, в котором сообщал, что на следующей неделе в передаче будут такие-то и такие-то люди, предлагайте темы. Тогда мы собирались и обсуждали, о чем будем говорить», - рассказал несколько лет участвовавший в передаче Хельме.
За участие в одной передаче он получил 50 евро: «Было по-разному, кто-то мог для получения гонорара выставить счет фирме». Но став депутатом, Хельме, по его словам, деньги за передачу не получал и не просил.
Поначалу передачу записывали, скажем так, в гостях. Потом переехали в тогда еще принадлежавшую Таллинну резиденцию на Роозикрантси, в последние годы снимали в студии Таллиннского ТВ на 4-м этаже центра «Солярис».
Хельме вспоминает, что названия фирм, которым нужно было выставлять счет, за эти годы менялись. «Это шло через производственную фирму. Я не выставлял счета ни городу Таллинну, ни Таллиннскому ТВ», - сказал он.