Cообщи

Новая напасть: грибок-убийца – распространен и смертельно опасен! (7)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Штамм Candida auris, супергрибка, угрожающего пациентам в больницах и домах призрения.
Штамм Candida auris, супергрибка, угрожающего пациентам в больницах и домах призрения. Фото: phil.cdc.gov

Миру угрожает новая, почти непобедимая грибковая инфекция, пишет эксперт по здравоохранению Мелвин Саникас.

СИНГАПУР. – В последние годы всё чаще и всё громче звучат предостережения о так называемых супербактериях (superbugs) – вызывающих болезни микробах, которые резистентны ко многим (или даже ко всем) антибиотикам. При этом некоторые до сих пор не осознали тот факт, что супербактерии уже здесь, рядом с нами – и убивают людей. Показательный пример – Candida auris, устойчивая ко многим антибиотикам грибковая инфекция, на наших глазах становящаяся серьезной угрозой здоровью людей в глобальном масштабе.

Летальные случаи в больницах и домах призрения

Микроб C. auris был впервые идентифицирован в Японии в 2009 году в ухе пациента, который жаловался на инфекцию. (Auris на латыни – «ухо».) С тех пор зафиксированы случаи, когда этот микроб стал причиной раневой инфекции, инфекции кровотока, ушной инфекции и респираторных инфекций в странах на четырех континентах, включая Индию, Кувейт, Южно-Африканскую Республику, Южную Корею и страны Южной Америки.

В Соединенных Штатах центры лечебно-профилактической помощи сообщали о том, что с мая 2013 года по август 2016 года грибком заразились 13 человек, четверо из которых умерли. Пока остается неясным, в какой степени причиной этих смертей стала инфекция C. auris, а в какой – основные заболевания, однако с тем, что необходимо предпринимать срочные меры в связи с распространением C. auris – грибком, который привел к смерти до 70 процентов зараженных, – спорить не приходится.

Есть доказательства того, что C. auris распространяется в лечебных учреждениях. В самом деле, грибок, судя по всему, куда сильнее поражает людей, которые страдают серьезными заболеваниями. Такие люди часто попадают в больницы и центры сестринского ухода, где вступают в контакт с медиками, сиделками и медицинским оборудованием, в результате чего грибок и попадает на их кожу или в их тела.

В Великобритании с апреля 2015 года по июль 2016 года зарегистрировано 50 случаев заражения C. auris в Королевской больнице Бромптона в Лондоне. Из тринадцати случаев, отмеченных в США, четыре – два в Иллинойсе, один в Мэриленде и один в Нью-Джерси, – имели место в одних и тех же лечебных учреждениях в разное время. Путем секвенирования генома удалось установить, что пациенты, проходившие лечение в одной и той же больнице в Нью-Джерси, заразились почти идентичным штаммом.

Мало того, что инфекции Candida особенно распространены в больницах: заражение этим грибком с летальным исходом более вероятно среди пациентов отделений интенсивной терапии. И неудивительно: у этих пациентов иммунная система уже ослаблена, а частью лечения являются антибиотики, которые убивают полезные бактерии.

Однако главная причина, по которой C. auris являет собой острую угрозу, – то, что возможности лечения в данном случае строго ограничены. Хотя большая часть инфекций C. auris излечиваются антигрибковыми препаратами эхинокандинами, некоторые штаммы продемонстрировали разные уровни резистентности к эхинокандинам, а также к двум другим классам антигрибковых лекарств, азолам и полиенам.

Атаку супергрибка необходимо остановить

Но даже если лекарства эффективны, они сравнительно токсичны: азолы и полиены – нефротоксичны (они повреждают почки), а эхинокандины – гепатотоксичны (они повреждают печень). Большая часть лекарств также относятся к фунгистатикам, иначе говоря, они приостанавливают развитие патогенных грибков, но не убивают их. Кроме того, они взаимодействуют с препаратами, которые пациенты принимают ввиду других хронических заболеваний, как в случае с химиотерапией и иммунодепрессантами.

Больше того, создание новых антигрибковых лекарств не является приоритетом фармацевтической промышленности. Антигрибковые препараты разработать сложнее, чем антибактериальные, поскольку клетки гриба – эукариотические, как и клетки человеческого тела, а не прокариотические, как клетки бактерий. В результате лекарства должны действовать достаточно избирательно, чтобы бороться с клетками грибка, но не повреждать при этом клетки человеческого тела.

Объем рынка антигрибковых препаратов для человека в мировых масштабах составляет шесть миллиардов долларов, этот сегмент растет благодаря старению населения и увеличению рисков, связанных с грибковыми инфекциями. Конкуренция между производителями непатентованных лекарств на этом рынке велика. И даже если фармакопея будет инвестировать в препараты, которые произведут на рынке революцию, вскоре станут доступны более дешевые версии тех же лекарств, из-за чего размер прибыли существенно снизится.

Поскольку эффективного лечения от этого грибка нет, важнейшим фактором становится контроль за распространением C. auris. Для этого в первую очередь нужна более точная диагностика.

C. auris не так просто распознать. Поскольку основанные на биохимии тесты неспособны отличить C. auris от других инвазивных инфекций Candida, некоторые случаи заражения C. auris сначала ошибочно приписали грибку C. haemulonii. Сегодня многие микробиологические лаборатории не могут сразу распознать изоляты Candida, а также использовать методы дрожжевой идентификации. Чтобы распознавать C. auris более точно, больницам и медицинским центрам нужны молекулярные технологии.

Когда заражение C. auris диагностировано, пациентов необходимо изолировать; медицинское оборудование должно быть тщательно продезинфицировано; строгие меры предосторожности должны быть предприняты и для медицинских работников. Иначе вспышки заражения среди уязвимых людей станут даже более частыми.

Распространение грибковой инфекции C. auris доказывает необходимость координации между местными и международными проектами в области здравоохранения – каким-то иным способом назревающую проблему лекарственноустойчивых инфекций не решить. Если частные фармацевтические компании не собираются инвестировать средства в разработку новых или более эффективных препаратов и новой или более эффективной диагностики, следует вмешаться государственному сектору. Атаку супергрибка необходимо остановить.

Мелвин Саникас – эксперт по региональному здравоохранению фармацевтической лаборатории Sanofi Pasteur.

Перевод с английского.

Copyright: Project Syndicate, 2016

Наверх