Точных данных об объемах производства этого продукта в России нет. Но по подсчетам Росалкогольрегулирования (РАР), россияне ежегодно потребляют такие лосьоны и настойки в объеме от 170 млн до 250 млн литров в водочном эквиваленте (40% содержания этилового спирта), причем спрос устойчиво растет почти на 20% в год.
В 2015 году розничные продажи крепкого алкоголя в России составили около 950 млн литров. А на «боярышник» пришлось около 20% всего этого рынка.
Медицинские настойки и косметические лосьоны регулярно потребляют не по назначению до 15 миллионов человек, то есть более 10% россиян. Опрос Высшей школы экономики также подтвердил эту цифру - около 13% опрошенных имеют знакомых, которые потребляют алкогольные суррогаты, продаваемые под видом лекарств или лосьонов для бритья.
В отличие от легальных производителей алкоголя, их коллеги, специализирующиеся на медпрепаратах и косметике, освобождены от уплаты акцизного налога (100 рублей за бутылку водки 0,5 л).
Доказать, что производители выпускают алкоголь, а не лекарства и косметику с использованием спирта, практически невозможно.
К тому же проблема заключается в контроле. Производством медицинских спиртовых настоек занимаются десятки российских предприятий. Развернуть такое производство можно довольно быстро - оборудование стоит недорого. И настойки, в отличие от продукции российских спиртзаводов, не находятся под контролем РАР, не отслеживаются при помощи электронной системы учета ЕГАИС. А производители фармсубстанций находятся в ведении Минздрава и Минпромторга - информация о фактических объемах производства спирта на них для РАР недоступна.
Ситуация с производителями «питьевой» косметики несколько иная. Они не могут использовать медицинский спирт и вынуждены закупать его у спиртзаводов, работающих на пищевую промышленность. Поэтому отгрузка спирта на парфюмерные фабрики фиксируется в системе ЕГАИС. Однако производители косметики тоже не платят акцизов. При этом такую «парфюмерию» они законно могут продавать где угодно.
В 2015 году объем поставок спирта для производства парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и т. д. вырос по сравнению с 2014 годом в 4,2 раза, с девяти миллионов до 38 миллионов литров. Но увеличения производства спиртосодержащей непищевой продукции не произошло. Значит, этот спирт пошел на производство неучтенной продукции.