Политик Беларуси: КГБ хуже Талибана

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ивана Гапонова, одного из двух задержанных в Беларуси российских граждан, протестовавших против фальсификации выборов 19 декабря, по-прежнему держат за решеткой.
Ивана Гапонова, одного из двух задержанных в Беларуси российских граждан, протестовавших против фальсификации выборов 19 декабря, по-прежнему держат за решеткой. Фото: AP/Scanpix

Пол камеры покрыли краской на основе ацетона, и заключенных заставляли сидеть на нем, пока она не высыхала, и так несколько раз подряд, описывал освободившийся из камеры пыток КГБ экс-кандидат в президенты Беларуси Алесь Михалевич.

Михалевич, сидевший в белорусской тюрьме со времени победы Александра Лукашенко на президентских выборах, вышел на свободу 19 февраля, после того, как дал КГБ подписку о сотрудничестве, в которой обещал информировать его о действиях оппозиции.

Но на данной после освобождения пресс-конференции Михалевич разорвал ее в клочки и заявил, что никогда не будет сотрудничать с КГБ. «Я пошел на этот шаг сознательно, но не для того, чтобы избежать пыток, а для того, чтобы сообщить миру о том, что происходит в тюрьме», — сказал он.

Ждут суда за решеткой
«В одной камере со мной находился гражданин Афганистана, которому довелось сидеть в тюрьме Талибана. Он сказал, что там не было современных камер, но с людьми обращались намного лучше», — охарактеризовал Михалевич условия нахождения в белорусской тюрьме.

Среди описанных 35-летним экс-кандидатом в президенты пыток была, например, такая: людей заставляли спать перед включенной лампой, запрещая закрывать лицо от яркого света. Если кто-то из находившихся в камере поворачивался во сне, то всех будили и опять приказывали ложиться спать.

Пять-шесть раз в день их заставляли раздеваться и стоять с раздвинутыми ногами, по­чти садиться на шпагат, что­бы полностью обыскать. И в такой позе приходилось про­стаивать при 10-градусной температуре по 40 минут.

Встречаться с адвокатами задержанным не давали, к врачам ослабшие от пыток заключенные попадали раз в неделю, причем доктора не сообщали им результаты медицинского обследования.

Михалевич был одним из пяти конкурентов Александра Лукашенко, которых вместе с еще 37 оппозиционерами объявили инициаторами беспорядков 19 декабря. 33 человека по-прежнему ждут суда за решеткой, одного уже осудили и приговорили к четырем годам тюрьмы, остальные находятся под домашним арестом.

Вчера в Минске продолжился второй судебный процесс в отношении участников событий 19 декабря. На скамье подсудимых сидели граждане РФ — 27-летний Артем Бреус и 22-летний Иван Гапонов. На первом заседании прокурор грозил им тюремным заключением.

Еще до начала процесса Мо­­сква сообщила, что будет внимательно следить за его хо­дом. Она обвинила режим Лу­кашенко в попытке искусст­венно породить в белорусс­ком обществе антироссийс­кие настроения.

Мать Гапоно­ва Сабира Атакишева заявила радиостанции «Свободная Ев­ропа», что она гордится своим сыном и другими демонстрантами, которые томятся в белорусских тюрьмах.

Собирают показания
По сообщению агентства AFP, на проходившем на прошлой неделе заседании произошел конфуз, когда два свидетеля-милиционера дали противоречащие друг другу показания, а один из них перепутал подсудимых между собой.

Бреус рассказал о том, как его избили милиционеры и как он потерял сознание, когда его волокли с центральной площади.

После этих выступлений прокурор попросил судью отложить заседание на вторник, чтобы он мог смягчить требуемое обвинением наказание и привести его в соответствие с показаниями милиционеров.

По сообщению BBC, адвокаты только что созданного в Лондоне движения Free Belarus Now начали собирать показания оппозиционеров, подвергшихся в Беларуси пыткам, для представления их в ООН.

Наверх