Cообщи

Мария Юферева. Мальчики и девочки для битья, или трудовые будни эстонских политиков (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Мария Юферева на Днях Ласнамяэ.
Мария Юферева на Днях Ласнамяэ. Фото: Facebook Марии Юферевой

До того, как прийти в политику, я не могла понять, почему в этой сфере представлено совсем немного женщин. Ответ оказался прост и банален – не каждый мужчина выдержит пристальное внимание прессы, что уж говорить о женщинах, пишет старейшина Ласнамяэ Мария Юферева.

Вторым открытием стало то, что эстонские СМИ по уровню агрессии и искажения фактов оставили далеко позади коллег из русскоязычных изданий. И хотя не все русскоязычные журналисты учились журналистике в Тартуском университете, с этикой дела у них обстоят получше.

Карательные журналистские операции нашего времени

О журналистской практике и теории я знаю не понаслышке. Сама могу рассказать студентам о том, что основная задача журналиста – быть сторожевым псом общества, обличать коррупцию, следить за тем, как политики и чиновники выполняют свои обязанности и не нарушают ли букву закона. Но одно дело, когда журналисты на самом деле служат интересам общества, стараются быть объективными и непредвзятыми, и совсем другое, когда они берут на себя роль палачей и без суда и следствия казнят политиков в медийном пространстве своего издания.

Особенно заметным это стремление прессы обличать и карать становится накануне выборов. До очередных муниципальных выборов осталось меньше года, но предвыборная кампания уже стартовала.

То, что центристы вошли в правительство, а председатель партии Юри Ратас стал премьер-министром, не добавило им симпатии со стороны большой прессы. Одна за другой продолжаются атаки на политиков-центристов. Особенно прессуют тех из них, кто пользуется расположением и поддержкой русских избирателей.

За примерами далеко ходить не нужно. Мне вменили в вину поездку в Москву в компании Эдгара Сависаара, которую я совершила вне работы в свой свободный день. Журналисты умудрились обвинить меня в том, что вместо того, чтобы решать проблемы жителей Ласнамяэ, я сопровождаю Сависаара в его поездках. Я согласна, что и за один день можно горы свернуть, но все же это откровенный перебор и прямое очернение моего имени и репутации.

На Яну Тоом набросились из-за поездки в Сирию и встречи с Башаром Асадом. Это при том, что Яна Тоом взяла с собой в эту поездку журналиста Eesti Ekspress Андрея Хвостова, то есть изначально никаких секретов у нее ни от кого не было.

Наконец, на этой неделе атаке подвергся мой коллега, старейшина Пыхья-Таллинна Раймонд Кальюлайд. Статью с нападками на него опубликовал еженедельник Eesti Ekspress, русская версия статьи появилась позже на Delfi.

Смешались в кучу кони, люди

В случае со статьей про Раймонда Кальюлайда меня особенно возмутил тот факт, что журналисты традиционно смешали в кучу эпизоды из его личной жизни с высказываниями политиков, а также личными домыслами и фантазиями. Совсем уж некрасиво и неэтично вовлекать в историю его бывшую жену. Смею предположить, что никто не поинтересовался, хочет ли она фигурировать в статье в качестве одного из действующих персонажей.

Я считаю, что если у журналистов есть конкретные нарекания в плане работы чиновника, то и надо писать о них. Разумеется, предварительно проверив все факты. Но примечательно, что в статье не было никакой критики в отношении того, что Раймонд Кальюлайд делает на посту главы районной управы. Впрочем, это и не удивительно, так как в лице Раймонда пыхья-таллиннцы имеют очень серьезного защитника их интересов на уровне мэрии.

Министерство социальных дел, которым руководит Евгений Осиновский, годами не замечало проблем жителей расположенной в Пыхья-Таллинне улицы Эрика, где находился пункт обмена шприцев. На неоднократные обращения местных жителей не было никакой реакции. Кальюлайд же пошел и встретился с людьми, живущими в непосредственной близости от находившегося там пункта обмена, и в результате сегодня эта проблему можно считать решенной.

Раймонда действительно отличает нестандартный подход к привычным вопросам. Его волевое решение отказаться от проведения массовых праздников и направить деньги на благоустройство района меня очень заинтересовало. Не исключаю, что в будущем и Ласнамяэ проведет подобный референдум с вопросом, в чем больше заинтересованы жители нашего района.

Кроме того, в Раймонде мне импонирует то, что он относится к тому поколению молодых политиков, которые охотно общаются с людьми, а не выстраивают стену отчуждения и собственной значимости. Немаловажно и то, что свободным владением русским языком может похвастаться далеко не каждый эстонский политик.

Больше анализа и медиакритики

К сожалению, в нашем информационном пространстве практически не развито такое явление, как медиакритика. Решения совета по прессе не слишком пугают акул пера и большие издания, и поэтому зачастую журналисты и издатели ощущают полную безнаказанность и не слишком церемонятся с политиками и общественными деятелями. У нас нет ментора, который следил бы за тем, как сторожевые псы общества выполняют свои функции и не превышают ли полномочия. Некому требовать от журналистов, чтобы они не забывали о правилах кодекса этики. Так уж оказалось, что только каждый конкретный журналист на индивидуальном уровне лично принимает решения, как далеко он пойдет. И очень хорошо, что такие журналисты у нас еще остались.

Поэтому мне хотелось бы призвать читателей быть более критичными по отношению к тому, что они читают, слушают или смотрят. Я знаю, что порой сложно разделить мнения и факты, особенно если они искусно перемешаны в журналистском материале. Но, в конце концов, если вас на самом деле что-то интересует или задело – обратитесь к тому политику и спросите прямо в лицо, правда ли то, что про него пишут и как все обстоит на самом деле. Я уверена, что в большинстве случаев вам ответят, и ответ вас удивит.

Наверх