Сирье Пярисмаа пишет в своей статье, что приблизительно треть всего рабочего времени учителя уходит на проведение уроков, а вкупе с подготовкой к занятиям и оцениванием работ эта цифра достигает 60 процентов. Оставшаяся треть уходит на заполнение документов, повышение собственной квалификации, классное руководство, сотрудничество с коллегами, общение с родителями и организацию мероприятий.
Другими словами, учителя, как правило, работают более 35 часов в неделю, почти 50% педагогов не оговаривают со своим руководством порядок оплаты сверхурочных часов и поэтому не получают за переработку никаких компенсаций.
По мнению учителей, наиболее запутанным является вопрос формулирования основных и дополнительных обязанностей, поскольку из-за отсутствия унифицированного подхода разница между школами может быть максимальной.
По мнению же директоров школ, ситуация гораздо яснее, поскольку трудовые обязанности обозначены в должностной инструкции, которой педагоги зачастую уделяют недостаточно много внимания. Чаще всего руководители школ компенсируют переработки свободными днями, особенно во время каникул. Некоторые же предпочитают в качестве благодарности за сверхурочный труд выплачивать в конце года премию, чтобы это стало приятным сюрпризом для учителей.
Теперь все ясно: хаоса все же многовато!
По мнению председателя правления Союза учителей Маргит Тимаков, знакомство с результатами исследования вызывает много вопросов. К примеру, выводы не дают четкой картины того, в каких школах применяется новое толкование понятия «рабочее время». Также не понятно, какие регионы Эстонии были представлены в исследовании. Наиболее же проблемным, отмечает Тимаков, является излишнее напряжение и разногласия между директорами и учителями: «Если стороны не могут прийти к согласию даже в формулировании того, что такое время работы и трудовые обязанности, то возникает вопрос: ясно ли направление и едина ли цель?!»