Передовица первого в этом году номера «Учительской газеты» посвящена неутешительным результатам исследования, заказанного Минобром и проведенного в минувшем году АО Ernst & Young Baltic. В ходе обширного опроса, в котором приняло участие почти 1700 педагогов и 251 руководителей школ, выяснилось, что 25% учителей и 10% директоров не понимают до конца принципов учета рабочего времени и начисления зарплаты. Исследование выявило и тот факт, что более половины педагогов до сих пор получает зарплату лишь за конкретное количество проведенных уроков, что дифференциации зарплат нет, а основные и дополнительные обязанности учителей четко не обозначены.
Каждый четвертый учитель в Эстонии не знает своих трудовых прав
Сирье Пярисмаа пишет в своей статье, что приблизительно треть всего рабочего времени учителя уходит на проведение уроков, а вкупе с подготовкой к занятиям и оцениванием работ эта цифра достигает 60 процентов. Оставшаяся треть уходит на заполнение документов, повышение собственной квалификации, классное руководство, сотрудничество с коллегами, общение с родителями и организацию мероприятий.
Другими словами, учителя, как правило, работают более 35 часов в неделю, почти 50% педагогов не оговаривают со своим руководством порядок оплаты сверхурочных часов и поэтому не получают за переработку никаких компенсаций.
По мнению учителей, наиболее запутанным является вопрос формулирования основных и дополнительных обязанностей, поскольку из-за отсутствия унифицированного подхода разница между школами может быть максимальной.
По мнению же директоров школ, ситуация гораздо яснее, поскольку трудовые обязанности обозначены в должностной инструкции, которой педагоги зачастую уделяют недостаточно много внимания. Чаще всего руководители школ компенсируют переработки свободными днями, особенно во время каникул. Некоторые же предпочитают в качестве благодарности за сверхурочный труд выплачивать в конце года премию, чтобы это стало приятным сюрпризом для учителей.
Теперь все ясно: хаоса все же многовато!
По мнению председателя правления Союза учителей Маргит Тимаков, знакомство с результатами исследования вызывает много вопросов. К примеру, выводы не дают четкой картины того, в каких школах применяется новое толкование понятия «рабочее время». Также не понятно, какие регионы Эстонии были представлены в исследовании. Наиболее же проблемным, отмечает Тимаков, является излишнее напряжение и разногласия между директорами и учителями: «Если стороны не могут прийти к согласию даже в формулировании того, что такое время работы и трудовые обязанности, то возникает вопрос: ясно ли направление и едина ли цель?!»
Кроме того, глава Союза учителей отмечает некое лицемерие и политическую корректность выводов проведенного исследования, поскольку, с одной стороны, в 2013 году было принято решение отказаться при учёте рабочей нагрузки от установленного государством количества контактных часов, с другой же стороны, реальность по-прежнему такова, что государство оплачивает труд педагогов все-таки исходя из ставки объемом в 21 час в неделю.
Маргит Тимаков склоняется к мысли, что недостаточная информированность учителей о своих правах объясняется нынешним стилем руководства школами: учителям не разъясняют смысл нововведений, руководство привыкло к авторитарному управлению педагогами и не привлекает последних к предусмотренному законом обсуждению проблем.
Председатель Союза учителей надеется на скорейшее проведение исследования на тему, что же в XXI веке препятствует воплощению в жизнь надежды на сотрудничество между школами и педагогами, а также профессиональное планирование работы.
Образ мышления меняется медленно
Продолжая тему пониженной осведомленности учителей о своих правах, председатель Объединения руководителей школ Эстонии Тоомас Круузимяги отмечает, что организация труда является внутренним делом каждой школы и регулировать ее централизованно не стоит.
«Чтобы школы смогли на самом деле способствовать, к примеру, индивидуальному подходу и более тесному сотрудничеству между собой, следует уменьшить расчетное количество часов до 15 часов в неделю, – полагает Круузимяги. – Таким образом, нагрузка учителей в рамках общего рабочего времени увеличилась бы до 20 часов вместо нынешних 14, что позволило бы педагогам планировать совместные уроки, получать обратную связь, совместно создавать учебные материалы и руководить исследовательскими работами».
Перегруженность учителей подтвердилась
Председатель Союза работников образования Эстонии Реэмо Волтри отмечает в своём комментарии, что в нашей стране учителя тратят на подготовку и проведение уроков больше времени, чем их коллеги в соседних странах, и даже больше, чем в среднем в странах ОЭСР. Именно нехватка времени, как показывает проведённый АО Ernst & Young Baltic опрос, а также международное исследование PISA, является одной из главных причин нежелания учителей сотрудничать друг с другом.
По мнению Волтри, сильнейшим демотиватором для педагогов стала отмена в 2013 году должностных категорий, которая не увенчалась созданием более прозрачной единой системы. «Большинство учителей полагает, что важнейшими компонентами дифференциации оплаты труда должны быть трудовой стаж, уровень образования и руководство классом, – пишет глава Союза работников образования. – При нынешней системе многие педагоги не имеют достаточной мотивации для саморазвития».
Нужно повысить уровень информированности учителей о своих трудовых правах
Руководитель отдела учителей Министерства образования и науки Кристи Микивер напоминает, что быть в курсе перемен в сфере трудового законодательства является, прежде всего, обязанностью самого учителя и лишь во вторую очередь директора, который формирует кадровую политику школы.
Познакомиться ближе с результатами исследования, проведенного по заказу Министерства образования и науки, можно здесь.