Старые венгерские Икарусы были надежными автобусами

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Водители с солидным стажем из Таллиннского автобусного объединения Юрий Шитиков (слева) и Иосиф Гинкуль отмечают, что несмотря на то, что в старых Икарусах было зимой холодно, они были достаточно надежными.
Водители с солидным стажем из Таллиннского автобусного объединения Юрий Шитиков (слева) и Иосиф Гинкуль отмечают, что несмотря на то, что в старых Икарусах было зимой холодно, они были достаточно надежными. Фото: Пеэтер Ланговитс

Юрий Шитиков и Иосиф Гинкуль, 40 лет проработавшие водителями в Таллиннском автобусном объединении, в один голос уверяют, что венгерские автобусы марки Ikarus хотя и вынуждали пассажиров зимой дрожать от холода, однако сами по себе были надежными и прочными в эксплуатации.

70-летний Гинкуль, в настоящее время работающий в Таллиннском автобусном объединении (ТАК) водителем на автомобиле технической помощи, отметил, что нынешние автобусы Volvo и Scania настолько нашпигованы электроникой, что если какой-нибудь из них где-то встанет, то придется срочно искать неполадки. Если это не удается сделать на месте, то автобус приходится везти в гараж.

С Икарусами дело было попроще: если глох мотор, то на место выезжал автомобиль технической помощи, который слегка подталкивал автобус сзади, и поездка продолжалась.

Шитиков начинал работать водителем в далеком 1971 году, тогда он оказался на очень протяженном маршруте № 33, который пролегал через Копли и Мустамяэ до самого Мяннику. Перед началом работы шоферу надо было пройти десяти­дневную стажировку.

Начальник колонны Василий Васильевич Кузнецов предупредил тогда еще 20-летнего Шитикова, чтобы он не забыл закачать воздух в тормоза. Молодой водитель, разумеется, позабыл об этом, и во время маневров на площадке чуть было не врезался в стенку, поскольку в тормозах не оказалось воздуха.

Автобусы громко ревели
По словам Шитикова, за 40 лет водительского стажа он попадал и в ДТП, однако, сам ни разу не был виновником. «Автобусы Ikarus 126, на которых я начинал работать, в те времена называли тракторами, поскольку они издавали такой громкий рев, что в уши приходилось закладывать вату, чтобы не оглохнуть, — вспоминает Шитиков. — Уже потом я начал ездить на автобусе с гармошкой по 20-му маршруту между Копли и Мустамяэ».

Сейчас Шитиков работает почти что на новом Volvo на 28-м маршруте. Если в Икарусах зимой в водительской кабине было тепло, а в салоне холодно, то сейчас на отопление автобусов жаловаться грех. Зато народу в прежние времена в автобусах было намного больше.

«У меня была одна знакомая пассажирка, которая, сев в автобус на остановке «Сольнок» и доехав до Тонди, сказала, что если бы ей пришлось рожать, то она бы точно не сказала, кто именно был отцом ее ребенка, поскольку в автобусе люди были очень плотно прижаты друг к другу», — вспоминает Шитиков. 

Хотя чего-то им все-таки сейчас недостает. В те времена, когда по городу ходили Икарусы, на каждой конечной остановке стояла передвижная столовая, переоборудованная из обычного автобуса, или была возможность подкрепиться в диспетчерской; теперь же водители вынуждены приносить еду с собой из дома или же быстренько перекусывать где-нибудь на стороне.

«Сейчас работать водителем автобуса, несомненно, стало тяжелей, — считает Шитиков. — В советское время в городе только в часы-пик было много автомобилей, сейчас же такое постоянно. Несмотря на то, что наша работа не является тяжелой физически, она все же нервная и психологически утомительная. Пассажиры тоже стали более требовательными.

Если раньше они радовались тому, что вообще сели в автобус, то сейчас хотят большего. Интервалы в движении автобусов тогда тоже были гораздо короче. Сейчас наша работа усложняется еще и продажей билетов во время движения, особенно, если люди не дают точных денег».

Шитиков сказал, что нынешней зимой ездить по узким и обледенелым таллиннским улицам было действительно трудно. «Мэр города хотя и призывал людей чистить тротуары, однако, он и сам мог бы показать   пример с лопатой в руках, как и члены Рийгикогу, которые так же разъезжают по Таллинну», — полагает он.

Гинкуль в начале своей водительской карьеры работал на маршрутах №33 и №5, это потом у него было много других направлений. Сейчас он занимается «техничкой» — автомобилем техпомощи.

Он вспоминает, что все Икарусы были одинаковыми и ремонтировали их довольно быстро. Сейчас все стало не  просто, поскольку Volvo и S­ca­nia с их разнообразием моделей требуют более специфического обслуживания.

Рисуют фломастерами
«Я 25 лет отработал на одном автобусе, сейчас он стоит во дворе Автобусного объединения, хотя, конечно, уже не работает.

Крутой был автобус!» — делится своим опытом Гинкуль.
«И еще одно, — продолжает водитель со стажем. — Если несколько лет назад в автобусах на ручках и сиденьях можно было обнаружить приклеенную жвачку, то у современных пассажиров такой манеры почти что нет.

Безусловно, помогают сопровождающие, присутствие которых все-таки народ дисциплинирует. А вот фломастерами действительно малюют. К сожалению».

Третий ветеран ТАК — Иван Выйшинс, который также провел за рулем таллиннских автобусов 40 лет, к сожалению, не смог поделиться своими воспоминаниями, поскольку должен был показаться врачу.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх