Сегодня (по эстонскому времени в ночь на субботу) Дональд Джон Трамп принесет присягу в качестве 45-го президента Соединенных Штатов. Еще до церемонии инаугурации избранный президент привлек к себе такое внимание и вызвал такой фурор, какого, вероятно, не вызывал ни один его коллега.
Есть ли у Трампа туз в рукаве? (6)
Есть опасения, что и принесение присяги не обойдется без эксцессов, поскольку многие выдающиеся американцы (в том числе минимум 50 конгрессменов) пообещали бойкотировать церемонию или громко выразить свой протест. Не исключены неприятные инциденты. Очень много размышляют о том, возможно ли как-нибудь побыстрее отстранить Трампа от должности. При этом многие вполне себе законопослушные люди совершенно серьезно обсуждают возможность покушения. Напряжение возросло до предела.
Будем надеяться, что все останется в рамках закона и приличий, но ясно, что США и мир ждут интересные, чтобы не сказать смутные времена. Попытки аналитиков прогнозировать поведение Трампа заканчиваются преимущественно констатацией того, что прогнозировать можно лишь его непредсказуемость. Многие предполагают, что это сознательный выбор, поскольку непредсказуемость в стратегических играх – это хитрый ход.
Кто такой Дональд Трамп?
Дональд Трамп, родившийся через год после окончания Второй мировой войны, 14 июня 1946 года, - старейший вступающий в должность президент (70). Отсюда вопрос: хорошо ли он понимает, что происходит в современном мире? Здоровье у него хорошее и в каком-то смысле он довольно моложав (например, в роли телезвезды), но его избиратели – в основном люди среднего возраста и старше. По мнению молодежи, он безнадежно устарел. А его предвыборный лозунг – To make America great again – направлен, скорее, в прошлое. С другой стороны, жизненный опыт всегда пригодится, и в смутное время имеет смысл опереться на вечные ценности и прописные истины.
Кроме того, Трамп – самый богатый человек, избранный президентом США. По данным журнала Forbes, его капитал составляет 3,7 млрд долларов. Неплохо! В то же время типичный избиратель Трампа – скорее представитель беднеющего среднего класса, бизнес вместе с образованным и влиятельным средним классом стояли за Клинтон и в любом случае против него. Очевидно, избиратели Трампа надеются, что он принесет богатство и им и, очевидно, он сумеет это сделать, раз уж сам сумел разбогатеть. Возможно. В любом случае экономические показатели США после избрания Трампа улучшились. С другой стороны, сомнительно, что миллиардер Трамп поставит на первое место интересы простого американца. В то же время у него нет причин гнаться за личным обогащением.
В отличие от предыдущих президентов США у Трампа нет никакого опыта работы в политической сфере или служба в армии. До сих пор у президентов за плечами был опыт работы губернатором, сенатором или высокопоставленным военным, а зачастую и то и другое. Учитывая довольно странные и противоречивые заявления Трампа, возникает вопрос, представляет ли он, как “делается политика” и что означает быть главнокомандующим крупнейшей в мире армии, в распоряжении которого находится “ядерный чемоданчик”?
Трамп – без сомнения, ловкий бизнесмен и хорошо заключает сделки, но политика – не совсем то, а политические сделки намного сложнее и имеют большее влияние. Опять-таки – может, политическому классу США (и не только) необходима легкая встряска со стороны постороннего?
На выборах кандидат от демократов Хиллари Родэм Клинтон набрала на полтора миллиона голосов больше, чем республиканец Дональд Трамп, причем последний даже не является членом партии. Его противникам это дало повод утверждать, что Трамп – нелегитимный президент. Зерно истины в этом есть, хотя благодаря федеральной структуре США и особенностям избирательной системы (победитель получает все) Трамп – вполне законный президент. Но известный “дефицит легитимности” несомненно придаст оппонентам уверенность для того, чтобы торпедировать замыслы президента.
Предки Трампа – недавние иммигранты из Европы. Его мать Мэри Энн в девичестве МакЛеод) родилась в Шотландии, а отец Фредерик Крайст Трамп был сыном немецкого иммигранта. На первый взгляд, это может показаться второстепенным, но... расовые вопросы в США неприятно остры, и европейское происхождение Трампа, очевидно, многим дало основания голосовать именно за него и до сих пор дает повод обвинять его в расизме. Отдельная тема – общее негативное отношение к Евросоюзу и в то же время позитивное отношение к европейским национальным государствам.
Список особенностей Трампа можно продолжить. Речь идет о несомненно необычном – по крайней мере, в нынешних обстоятельствах – президенте. Он не политкорректен в высказываниях, местами элементарно невежлив, любит красивых женщин и пошутить и... одним словом, он скорее телезвезда, чем президент. Но присягу принесет именно он.
В качестве президента он волей-неволей должен будет исходить из политической и экономической реальности - как в США, так и на мировой арене. А ситуация в мире сложная.
Сможет ли Трамп улучшить позиции США?
На этой неделе в Давосе проходит ежегодный экономический форум, на котором собралась мировая элита. Во многом, чтобы обсудить, что предпринять в ситуации, когда после решения британцев выйти из ЕС и избрания Трампа президентом США – то есть победного шествия “популистов” – антиглобалистские тенденции стали играть ведущую роль в мире.
Не удивительно, что суперзвездой этого Давоса стал президент Китайской Народной Республики Си Цзинпинь, выразивший всестороннюю поддержку глобализации, свободной торговле, международному и равно выгодному для всех сотрудничеству и т.д. Это, естественно, противоречило изоляционистской позиции Трампа America first.
Дело не в том, что Си не отстаивает национальные интересы Китая – естественно, отстаивает! И не в том, что Трамп должен исходить из чего-то другого, а не из интересов США – боже упаси! Но странным образом выгоду из глобализации, которая началась и возглавлялась в США, извлек именно Китай. Отсталая страна в последние десятилетия стала второй экономикой мира, которая вскоре вероятно обойдет Соединенные Штаты.
В военном и политическом смысле Китай еще некоторое время будет отставать и от США, и от России, но, очевидно, недолго. При этом причиной успеха Китая стало именно умелое плавание по течению глобализации. В США и других странах Запада от нее выиграла преимущественно элита, а простой народ скорее потерял, и суммарная позиция по сравнению со странами Азии ухудшилась. При этом западные страны вмешались в сомнительные аферы на Ближнем Востоке, единственным результатом которых стал крах относительно успешных стран, распространение терроризма и радикального иламизма и массовая миграция в Европу.
С этим и связан рост “популизма” в Америке и Европе. Сможет ли Трамп улучшить положение, то есть реализовать ожидания сторонников?
Возможно. У Трампа есть определенная власть, энергия и воля что-то сделать. Но одной только воли и энергии недостаточно. На данный момент он смог разозлить основных союзников США в Европе, а заодно и Пекин. Остальной мир занял выжидательную позицию.
В сторону Москвы Трамп делал дружественные жесты, и Россия на них позитивно отреагировала, однако до улучшения отношений еще далеко. У Белого дома и Кремля нет радикально противоречащих друг другу интересов, то есть сотрудничество возможно.
Но от доброй воли до поступков далеко. Утверждается, что на понимание Трампом и его окружением международных отношений сильно влияет Grand old man американской внешней политики Генри Киссинджер. В начале 1970-х по его инициативе и при его активном участии несмотря на идеологические факторы удалось втянуть Китай в союз против СССР. Тогда предпосылкой послужило то обстоятельство, что Москва и Пекин враждовали и ранее.
Теперь же кажется, что Трамп (по совету Киссинджера?) пытается сделать наоборот – заманить Москву в союз против Китая. По крайней мере, уравновесить растущее влияние КНР. Во имя этого Трамп, кажется, готов пойти кое-где на уступки Москве, например, по вопросу об Украине и НАТО. И на Ближнем Востоке, особенно сотрудничая в борьбе против ИГИЛ. Однако у Москвы нет причин соревноваться с Пекином. Да и дружить с Вашингтоном - тоже, если последний станет соперничать.
Обещание Трампа реанимировать экономику США с помощью протекционистских мер может принести кратковременные результаты, но в долгосрочной перспективе – едва ли. Верно, что, например, Китай (и многие другие страны) долгое время проводил меркантильную политику, благоприятствуя экспорту и препятствуя импорту, но США, которые исторически стояли за свободную торговлю, значительно сложнее объяснить миру такие перемены в своей политике. Особенно в ситуации, когда Пекин, по крайней мере, на словах (почти правдоподобно) борется за расширение международного сотрудничества и наращивает свое экономическое и геополитическое влияние с помощью щедро финансируемых проектов ("Один пояс, один путь" и "Новый шелковый путь").
В любом случае Трампу будет трудно выполнить свои предвыборные обещания. Во-первых, ему придется перебороть сомнительное отношение, если не сопротивление американской элиты. Затем - легитимизировать свою роль руководителя самого могущественного государства мира в глазах союзников и международной общественности. После этого он сможет действовать. У него должен быть припасен козырь. Или хотя бы несколько хороших карт, которые надо будет умело разыграть.