Передача «Радар», выходящая на Kanal2, выяснила, что думают о поездках Тоом в Европарламенте.
Яна Тоом: о работе в Европарламенте, поездках в Сирию и Кремле (1)
Европарламентарий от центристов Яна Тоом, которую после ее поездок в Сирию на каждом шагу преследует обвинение в прокремлевскости, считает, что причиной того, почему к ней приклеился ярлык прорусскости, является набирающая обороты кампания перед местными выборами.
«Нужен следующий Сависаар, нужен следующий такой вот бука. Ну, кто будет кандидатом? Ясно, что это Яна Тоом», - считает Яна.
Именно этими словами приветствует европарламентарий Яна Тоом команду программы в своем рабочем кабинете в Европейском парламенте в Страсбурге. Не нужно долго думать, чтобы понять, к чему она ведет – агент влияния Сависаар отодвинут на обочину политической жизни Эстонии и вместо Сависаара нужен новый враг, чьей русскостью можно было бы запугивать.
После последней поездки Тоом в Сирию и встречи с сирийским диктатором Башаром Асадом, которого поддерживает Россия, мнение о том, что Тоом в прямом смысле слова является агентом влияния Кремля, стало повседневным. Другими словами, иногда, слушая политические заявления, можно подумать, что в лице Тоом возникла серьезная угроза безопасности.
Плотный рабочий график в парламенте
Одну неделю в месяц Европарламент вместо Брюсселя собирается в Страсбурге. В январе это была прошлая неделя. Поздний вечер понедельника, время – около 23.00. Рабочие совещания Тоом в здании парламента завершены, и она приезжает вместе с ассистентом на место своего проживания в Ленгольсайм под Страсбургом. «Четыре дня в Страсбурге – очень напряженные», - говорит Тоом, приступая к позднему ужину.
Главной темой в парламенте на этой неделе стали выборы нового президента, которые – как мы знаем теперь – завершились победой итальянского консерватора Антонио Таяни.
Плотный график у Тоом и как у парламентария. На обсуждении Комиссии по трудовой занятости и социальным делам находится составляемый ею рапорт по развитию на последующие полгода в социальной сфере. А в Комиссии по культуре и образованию она докладчик по директиве об услугах аудио-визуальной медиа, а также использованию директивы об авторских правах. «Это очень сложно, скажем так, продать избирателю, но это те дела, которые очень серьезно будут влиять на нашу жизнь уже в ближайшие годы», - говорит она.
Тоом на самом деле права, поскольку избиратель или общественность не очень много поймет из рассказов об этих рапортах и директивах. Однако в последние месяцы обострилось внимание ко всему прочему, о чем Тоом говорит или что она делает, и что можно истолковать как прорусскость.
Спросим у нее, могут ли СМИ Эстонии и на этой недели найти что-то такое, что можно счесть с прорусскостью? «Эстонским СМИ для этого не нужно никаких причин. Я думаю, они это так и так найдут», - говорит Тоом.
Шутки шутками, но вопрос о том, является ли Тоом девочкой для битья у СМИ или на самом деле управляемой из России проблемой для безопасности, нуждается в изучении.
«Представляют интересы Кремля!»
Повторим для начала некоторые общеизвестные факты, которые касаются ее поездок в Сирию. В первый раз Тоом поехала в Сирию и встретилась с Асадом в июле. Тогда вместе с ней были европарламентарий от Латвии Татьяна Жданок и испанец Хавьер Пермуй.
В декабре вместе с Тоом в Сирию ездил выбранный от Латвии русский депутат Андрей Мамыкин и итальянец Стефано Мауллу. В это же время Асада посетила и делегация Совета Федерации России.
Евродепутат от Латвии Артис Пабрикс дал весьма жесткую оценку такой деятельности своих коллег: «По моему мнению, они представляют интересы Кремля, - сказал он. – Им помогало посольство России. Россия – союзник Асада и в то же время оккупирует территорию Украины».
Непонятной осталась поездка Тоом к Асаду и для ее эстонского коллеги Урмаса Паэта: «Зачем ехать и создавать впечатление, что у этого преступника в международном плане, есть поддержка и понимание где-то за пределами России и Ирана».
И литовский депутат Петрас Ауштревичус придерживается той же позиции: «Я считаю, что этой игрой руководит Москва. Москва организует встречи с Асадом, чтобы показать, что не все вводят санкции». Он добавил, что режим Асада убил полмиллиона человек.
Тоом об Асаде: он признает, что он диктатор
Тоом говорит, что спросила в Асада о военных преступлениях еще во время первой встречи в июле.
«На это Асад ответил: да, я не ангел, я – диктатор, я – восточный диктатор. Но 80 процентов беженцев бегут ко мне, а не туда, где отрезают головы. Почему?»
С латвийским коллегой, который ездил с Тоом в Сирию, у него дома ведется такая же полемика: «Многие называют меня шпионом Кремля, другие считают патриотом Латвии, но у меня свои избиратели и политические позиции».
Тоом и Мамыкин одинаково объясняют свою поездку в Сирию. Например, они говорят, что Асад – это законно избранный президент: «Он по-прежнему законно избранный президент, это – факт. Мы не говорим о прежней процедуре выборов».
«У него очень ясное понимание вещей. С этим можно соглашаться или нет», - добавляет Тоом об Асаде.
Лотман: больший представитель России, чем посольство
В то же время в Эстонии для Тоом уже подготовлен прорусский сценарий, который политик от IRL и семиотик Михаил Лотман формулирует очень просто: «Она представитель России в Эстонии. Больший, чем посольство России».
Спросим у Тоом прямо: она ездила в Сирию улаживать российские дела, как говорят ее оппоненты?
«Вы предъявляете мне какое-то смелое обвинение и говорите – ну давай, оправдывайся. Не буду!» - ответила Тоом.
Но зачем она ездила в Сирию?
«Из интереса и потому, что я верю, что нога европейского человека должна быть там, где начнутся серьезные переговоры. И начнутся они в ближайшие месяцы», - объясняет Тоом.
«Рано или поздно мы должны будем обсуждать дела и с Башаром Асадом. После вступления президента США Дональда Трампа в должность весь политический ландшафт изменится полностью. И в Сирии», - добавляет Мамыкин.
В Сирию при помощи испанцев
Изменится ли на самом деле международная политика в отношении Сирии, мы еще посмотрим.
Но ясно то, что ездившие в Сирию депутаты получили приглашение не случайно. Приглашение в первую поездку летом прошлого года депутатам передали через посольство Сирии в Мадриде, а организатором поездки был испанский европарламентарий Хавьер Нарт. Нарт и Тоом хорошо общаются в Европарламенте и имеют общие взгляды – например, Нарт явно поддерживает позицию Тоом по проблеме неграждан в Эстонии. В 2015 году Нарт по приглашению Тоом посетил Эстонию и в нашей прессе его тогда названии прорусским европарламентарием. «Фантастика», - рассмеялся Нарт, когда мы ему об этом рассказали.
Нарт заверил нас, что организовал поездку в Сирию, поскольку имеет большой опыт отношений на Ближнем Востоке. Также он сказал, что все же не поддерживает Путина и его политику, но выступает за сохранение возможности диалога с Россией: «Мы не можем потерять Россию за своей восточной границей, не можем».
Говоря о Сирии, он критикует все стороны, но прежде всего вину за сложившуюся ситуацию он возлагает на западные страны: «В плане расправ и преступлений армий Асада и России я остаюсь на своей позиции. Но какой выбор есть сегодня? Красивый выбор западной коалиции? Времени заниматься этой проблемой было больше трех лет, а результата нет».
Тоом: гарантия безопасности – хорошие отношения США-Россия
Ясно, что сирийский вопрос не может быть просто черным и белым. По словам Тоом, мы в Эстонии в этой области и по отношению к России слишком параноидальны: «Если говорить о паранойе, то каждый эстонец, который боится нападения России, должен быть счастлив, что Россия сейчас так активно занимается Сирией. Так у нее явно не хватит рук на то, чтобы настолько же активно действовать повсеместно».
«А если говорить серьезно, то я все же считаю, что гарантией безопасности Эстонии являются хорошие отношения между Россией и США. Тогда у нас в доме будет мир. И это то, ради чего мы должны напрягаться», - отметила Тоом.
Одним из результатов поездки Тоом в Сирию стало то, что деятельность Тоом вынужден комментировать и председатель Центристской партии, премьер-министр Юри Ратас: «Если вы спросите меня, поехал бы я с их делегацией в Сирию, то мой ответ – нет».
Ратасу пришлось отвечать на этот вопрос по запросу в Рийгикогу.
«Он сказал очень четко, что приветствуются все дипломатические шаги для решения проблемы. Он не ездил в Сирию? Его и не приглашали, нет дилеммы», - сказала Тоом.
Партия на вилах?
Позиция Ратаса по вопросу Тоом выглядит очень размытой и мягкой. И Ратас указывает на то, что международная обстановка меняется: «Сегодня во внешней политике мы видим, что она начинает несколько изменяться, особенно если мы посмотрит на новые отношения между США и Россией».
Лотман видит за этой позицией Ратаса то, что весьма популярная среди избирателей Тоом просто подняла свою партию на вилы. Как он считает, неслучайно о поездке Тоом в Сирию говорили, что она поехала туда представлять своих избирателей: «Что ее отправили ее избиратели. Это очень крепко сказано. Это такой щит и броня внутри Центристской партии. Сейчас проблема в том, кто в ком больше нуждается – Яна Тоом в Центристской партии или Центристская партия в Яне Тоом».
По словам Тоом, в Эстонии слишком концентрируются на внутренней жизни одной партии: «Смотрите, я бывший журналист. И я не хотела бы слишком скептически относиться в нашим СМИ, но на самом деле, есть много более важных вещей, чем внутренняя жизнь Центристской партии».
Тоом: бьют, чтобы я не стала кандидатом
Однако о проблемах внутренней жизни партии и о настроениях Тоом говорят в прессе вне зависимости от ее мнения.
«Я считаю, что это предвыборная кампания. Яна Тоом не может быть кандидатом, которого принимают всерьез. И чтобы Центристской партии было понятнее: если такое произойдет, мы вам всем покажем, - говорит Тоом. – Если Тоом станет кандидатом в мэры Таллинна, ясно, чем будут бить партию. А если бить сильно, то она не станет кандидатом. Тоже хорошо».
То, что за критикой Тоом стоит политический заказ, который исполняет прежде всего Партия реформ, предполагает и коллега Тоом по Европарламенту Марью Лауристин: «Эта партия, которая до сих пор была правящей и провалилась, теперь запустила все механизмы, чтобы развалить деятельность новой коалиции. Это дело внутренней политики».
По словам Тоом, свою гайку во всем этом в свою очередь закручивает и местная журналистика: «Я даю длинное интервью, пытаюсь говорить откровенно и более-менее глубоко, а потом вижу заголовок и какие-то три предложения, а за продолжение нужно заплатить два евро. Если на следующий день кто-то ответит мне, польет меня грязью, то за это денег не просят».
Тоом говорит о комментарии языковеда реформиста Урмаса Сутропа, который был опубликован после недавнего интервью Тоом газете Eesti Päevaleht и в котором тот обвинил ее прокремлевскости. Обмен мнениями с Сутропом в СМИ не прекращается и во время нашего разговора. «Только сейчас мне прислали очередной вопрос, не знаю, кажется из Õhtuleht. Теперь Сутроп требует, чтобы русские извинились за оккупацию, и хотят знать, какова моя позиция по этому вопросу. Ну, я ответила, что я приехала в Эстонию в 1966 году через роддом на улице Сакала и если господин Сутроп считает, что это оккупация, то путь идет к врачу», - говорит Тоом.
Коллеги: Тоом представляет своих избирателей
Эстонские коллеги Тоом по Европарламенту в своих выводах единодушны: называть Тоом угрозой для безопасности – это слишком. Она просто представляет своих избирателей.
«Я бы никого не мистифицировал. По-моему, Яна Тоом не является никакой угрозой для безопасности», - говорит Паэт. Но, по его словам, Тоом могла бы и сама влиять на своих избирателей: «Не нужно делать точно то, что показывают по вечерам по российскому телевидению и формировать мнение на этой основе», - сказал Паэт. По его словам, Тоом получила много эфирного времени и внимания из-за поездок в Сирию, и это явно было ее целью.
По словам Кайи Каллас, нет смысла кого-то стигматизировать: «Яна Тоом – это депутат, выбранный от Эстонии, она получила очень весомый мандат. То есть людей, которые думают так же, как Яна Тоом в Эстонии очень много».
И по мнению Индрека Таранда, нужно учитывать, что избирателей, которым позиции Тоом и ее поездки в Сирию по душе, в Эстонии достаточно много: «Если такая часть граждан есть, то лучше, если у них будет свой выход на парламент», - считает он. Таранд добавил, что о поездках Тоом в Сирию в Европарламенте особо не говорили: «Если в Эстонии, может быть, в Латвии эти поездки теперь стали главными новостями, то здесь я не видел и не слышал ни одного сюжета».
По словам Лауристин, Тоом в своих позициях и в своей деятельности очень открыта и откровенна: «Например, внешнеполитические дела, где она понимает, что это чувствительно для ее избирателя, она на самом деле поступает так, как выгодно России. Но это ни в коем случае не дает повода говорить, что Яна Тоом является угрозой безопасности, поскольку она делает это действительно открыто и откровенно, в интересах своих избирателей».
Что же касается ее работы в Европарламенте, то коллеги добавляют, что Тоом там делает очень много работы и по многим вопросам защищает позицию Эстонии. «Я тоже была на дебатах, где она очень четко защищает Эстонию. Там не было эстонских СМИ, там не было глаза Эстонии, это не аудитория Эстонии», - сказала Каллас.
«Никто в Эстонии не знает, что делает Яна Тоом в этих комиссиях. И это несправедливо, что не знает, поскольку она, по моему мнению, делает там очень хорошую работу», - отметил Паэт.
«У меня сейчас 16 докладов, и ни один из них не касается Кремля, России или вопросов гражданства и языка», - говорит Тоом.
И Лотман отметил, что Тоом нельзя считать угрозой безопасности: «Угроза безопасности – это Владимир Владимирович Путин. Сама по себе Яна Тоом угрозы для безопасности не представляет. Не нужно делать из мухи слона. Она – комарик".